Поправки в пенсионное законодательство должны решить две основные проблемы пенсионной реформы, отмечает Вьюгин. Во-первых, накопительная часть пенсий, находящихся под управлением Внешэкономбанка (ВЭБ), инвестируется сегодня с отрицательной доходностью. Во-вторых, при разработке реформы из нее оказалась исключена по возрастному признаку значительная часть трудоактивного населения страны, «сегодня они не участвуют в пенсионной реформе, и поэтому наблюдается снижение интереса к реформе со стороны граждан», подчеркнул Вьюгин.
О необходимости правки пенсионного законодательства специалисты заговорили около года назад. К этому времени окончательно стало ясно, что подавляющее большинство российских трудящихся начисто игнорируют пенсионную реформу.
Они не пользуются своим правом выбора частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов для управления своими пенсионными накоплениями. Сегодня такие «молчуны» составляют 98% всех работающих россиян, притом с годами (а реформа стартовала в 2001 году) их количество не уменьшается. Средства таких граждан передаются государственной управляющей компании — Внешэкономбанку. Объем пенсионных накоплений под его управлением на 15 июля 2006 года составил 230 млрд рублей. Сегодня ВЭБу разрешено инвестировать пенсионные накопления только в государственные облигации.
За первое полугодие 2006 года доходность этих вложений составила 2,5% годовых. Инфляция же за это время составила 6,2%, то есть пенсионные накопления граждан не только не приумножились, но обесценились почти на 5%. Это лишает реформу всякого смысла, ведь у нее было две главные цели: дать возможность гражданам накопить на достойную пенсию и при этом снабдить экономику России длинными деньгами.
Получается, что ни первая, ни вторая цель не достигнуты. Вместо этого государство вынуждено наращивать заимствования, выпуская под пенсионные деньги ценные бумаги, что ему совершенно не нужно в условиях колоссального притока ликвидности в страну. А ПФР в результате такой реформы только наращивает дефицит своего бюджета, так как накопительная часть пенсий изымается из распределительной системы.
Глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов призвал к расширению перечня разрешенных активов для инвестирования пенсионных накоплений. Также ПФР и ФСФР, которая взялась за подготовку поправок, предложили передать средства «молчунов» в управление частным управляющим компаниям.
«В связи с тем, что портфелями «молчунов» предлагается управлять как ГУК, так и частным управляющим компаниям, изменяется и порядок инвестирования, — рассказал «Газете.Ru» заместитель руководителя ФСФР Сергей Харламов. —
Изменяется состав активов, в которые могут инвестироваться средства пенсионных накоплений. Туда добавляются облигации международных финансовых организаций, ценные бумаги иностранных государств, облигации иностранных коммерческих организаций, акции иностранных акционерных обществ и депозитарные расписки на них».
Предложенные поправки разрешают инвестировать пенсионные накопления не только в иностранные индексные паевые фонды, но и в паи, акции, доли в инвестиционных фондах, которые размещают средства в иностранные государственные ценные бумаги, акции и облигации иностранных эмитентов.
Ипотечные ценные бумаги остаются разрешенным инвестиционным активом, но теперь нет требования о том, что они должны быть гарантированы государством. Они просто должны быть выпущены в соответствии с российским законодательством.
«Еще мы предложили разрешить срочные сделки: фьючерсные и опционные контракты по тем активам, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. При этом есть ограничение: такие сделки должны совершаться на торгах на фондовых биржах и должны быть направлены на снижение рисков», — пояснил Харламов.
В ФСФР, Минэкономразвития и Минфине поправки к закону об инвестировании накопительной части пенсий уже согласованы. Четвертый исполнитель, Минздравсоцразвития, пока не торопится, несмотря на то что нынешний министр здравоохранения Михаил Зурабов лично стоял у истоков пенсионной реформы, будучи председателем правления Пенсионного фонда России.
По словам Харламова, на августовском обсуждении разногласий в Минэкономразвития ведомство Зурабова выступило против идеи передачи средств «молчунов» в управление частным УК, поскольку это, по мнению министерства, нарушает права застрахованных лиц, сознательно оставшихся в государственной УК. «Минздравсоцразвития предлагало применять такой порядок только ко вновь входящим в систему обязательного пенсионного страхования», —
говорит Харламов. Но проблема это легко разрешима, считает он: если человек сознательно выбрал для своих инвестиций самый консервативный портфель, которым будет управлять государство, он может просто написать соответствующее заявление.
«Не исключено, что Минздравсоцразвития не согласно с предложенными поправками, а продолжает разрабатывать свой вариант развития реформы — псевдодобровольное пенсионное обеспечение»,
— объясняет возможную причину медлительности Зурабова замгендиректора УК «Уралсиб» Наталья Плугарь. Напомним, что Михаил Зурабов в 2004 году предлагал повышение пенсионного возраста на пять лет на добровольной основе. Тем, кто согласится работать дольше, Зурабов хотел приплачивать 15% к расчетной пенсии за каждый год дополнительного трудового стажа. Еще одно нововведение касалось граждан 1953–1967 годов рождения, которые через год реформы были из нее исключены, то есть лишились права на накопительную часть пенсии. Им бывший глава ПФР предлагал дать возможность добровольно уплачивать 4% заработка в систему обязательного пенсионного страхования. Согласившемся государство добавляло бы еще 2%. Более года поправки активно разрабатывались в недрах Минздравсоцразвития, однако понимания не нашли ни среди депутатов, ни в правительстве. Последний раз о своей идее Зурабов вспомнил на заседании кабинета министров в феврале этого года, но получил жесткую отповедь от вице-премьера Дмитрия Медведева, замещавшего тогда Михаила Фрадкова. Но похоже, министр не сдался, он пояснил, что через пару лет, когда продолжительность жизни россиян увеличится (с нынешних 59 лет до 66 для мужчин), о повышении пенсионного возраста придется вспомнить.
Глава ФСФР считает, что за проволочки с реформой пенсионного законодательства надо наказывать.
«Ведомства, которые должны решать эти вопросы, их не решают, значит, надо изменить исполнителей этой реформы, поскольку они свою несостоятельность уже доказали», — говорит Олег Вьюгин.