Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун недоволен зарплатой в 1,8 млн рублей в месяц, которую во вторник определил ему арбитражный суд Москвы. «Меня вполне устроит цифра, которую я вчера услышал в суде — $2 млн без учета различных вычетов. Это минимальный заработок топ-менеджера ЮКОСа среднего звена», --заявил он.
Назначенной же судом зарплаты, по словам Ребгуна, не хватит даже на то, чтобы покрыть страховку за риск выполнения функций управляющего. «Эту страховку я должен выплачивать из личных денег. К этому меня обязывает закон. Таким образом я страхуюсь от возможности нанести ущерб компании и ее кредиторам», — пояснил Эдуард Ребгун «Газете.Ru». Страховая сумма пока не определена, но управляющий предполагает, что она будет в районе $80 тыс. в месяц. Тогда как зарплата предложенная ему, в пересчете на доллары, составит примерно $67 тыс. в месяц.
«Сумма, которая предложена, со всеми вычетами ниже, чем страховая сумма. Я буду работать без зарплаты, а благотворительностью мне заниматься очень сложно», — сказал управляющий.
Кроме того, Ребгун предлагает решать вопрос о его вознаграждении собранию кредиторов, а не суду. Это понятно, ведь кредиторы ЮКОСа оказались гораздо более щедрыми.
Они считают, что зарплата Ребгуна должна быть 8 млн 664 тыс. 567 рублей в месяц (примерно $3,9 млн в год).
Именно такой размер вознаграждения был рекомендован Федеральной налоговой службой, и кредиторы назвали эту сумму суду. Другой крупный кредитор — «Роснефть» — предлагала меньшую сумму, «всего» 4,5 млн рублей в месяц (примерно $2 млн в год), но и это в два раза больше определенного судом.
Функции, за выполнение которых Ребгун будет получать зарплату, не ограничиваются собственно инвентаризацией и распродажей активов ЮКОСа и действительно близки к обязанностям топ-менеджмента. Как заявил конкурсный управляющий в среду в эфире радиостанции «Эхо Москвы», ему необходимо поддерживать компанию в работоспособном состоянии во избежание падения стоимости ее активов. Кроме того, добавляет Ребгун, многие активы нуждаются в «чистке» — избавлении от убыточных «мертвых» подразделений.
Сколько получает средний управленец ЮКОСа, компания не афиширует. Но сумма, которую просит Ребгун — $2 млн в год, — все же больше, чем в крупных российских сырьевых компаниях. Так, судя по отчетности «Газпрома», в 2005 году члены правления в среднем получали по 1,8 млн рублей в месяц. То есть те самые деньги, которые сейчас предложили конкурсному управляющему ЮКОСа — это чуть меньше $1 млн в год. А зарплата членов правления РАО «ЕЭС», по оценкам, в 2005 году составляла около $0,5 млн в год.
Впрочем, деньги, запрошенные конкурсным управляющим ЮКОСа, нельзя назвать нереальными, говорят экперты. Только это, конечно, не зарплата «топ-менеджера среднего звена». «В крупных компаниях, с оборотом более $1 млрд, компенсационный пакет гендиректора, включая бонусы, может достигать от $1 млн до $3 млн в год», — рассказал «Газете.Ru» Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантингового агентства RosExpert.
А старший партнер консалтинговой группы ИМИКОР Павел Беленко считает, что Ребгун не переоценивает свои услуги: «ЮКОС — это кризисное управление, и здесь важно понимать, какие задачи поставлены перед топ-менеджером. Нельзя не учитывать скрытые задачи, которые влияют на безопасность топ-менеджеров и на безопасность их семей. Естественно, он «продастся» очень дорого, и он вправе это делать».