Нефтяная биржа в России должна быть создана в 2007 году. Такую задачу поставил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в мае 2006 года. «Необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями», — сказал президент. Помимо того что биржевая торговля создаст прозрачные индикаторы для установления цены на нефть, как в России, так и за рубежом, продажа основного нашего экспортного товара за рубли позволит создать спрос на российскую валюту в мире. А это необходимое условие реальной конвертируемости рубля. «Рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширить зону своего влияния», — говорил президент о целях создания товарной биржи.
Однако сроки создания биржи могут быть сорваны. «Я не верю, что биржа начнет работать в следующем году, так как пока нет нормативной базы», — заявил во вторник президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко на конференции, посвященной развитию торговли биржевыми товарами в России. Также созданию биржи мешает отсутствие конкретных предложений со стороны профессионального сообщества.
«Все хотят угодить, вовремя попасть, но прийти и сказать, что вот мы подготовили такой-то проект, этого нет»,
— отметил Гавриленко.
Советник Минпромэнерго Юрий Плакиткин считает, что отсутствие нормативной базы не проблема. Министерство предлагает придать проекту статус экспериментального. Как сообщил Плакиткин, Минпромэнерго уже направило в МЭРТ соответствующие предложения. «На наш взгляд, это наиболее приемлемо с точки зрения плавного вхождения в биржевую торговлю», — прокомментировал Плакиткин.
На первом этапе эксперимента предлагается ориентироваться только на потребителей нефтепродуктов (закупки для госнужд и нужд естественных монополий) тех федеральных округов, которые отвечают определенным критериям: число конкурирующих компаний в округе должно быть больше трех, и коэффициент поставок — отношение топлива, потребляемого потребителями округа к общему объему производства в округе для нужд России, — должен быть более 70
%. По результатам исследования, такими округами сейчас являются Центральный и Приволжский. Через полгода после старта первого этапа можно будет распространить биржевую торговлю на Северо-Западный и Сибирский округа. На третьем этапе к потребителям добавятся Южный, Уральский и Дальневосточный округа. При такой схеме, считает Плакиткин, «биржа может начать работу уже в этом году, для этого необходимы только одно постановление правительства и договоренность относительно системы торгов».
Но проблема не только в отсутствии нормативной базы. Созданию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами мешают незаинтересованность товаропроизводителей и корпоративные амбиции.
«Каждая нефтедобывающая компания считает, что только на ее основе можно сделать нефтяную биржу, на основе ее технологий и специалистов»
, — пожаловался Гавриленко.
Юрий Плакиткин считает основным тормозящим фактором «отсутствие у нефтяных компаний экономической мотивации» и
«вертикально интегрированное построение наших нефтяных компаний, которое сводит все к тому, что 95–98% нефти находится во внутрифирменном обороте самих компаний».
. А вице-президент РТС Анна Трифонова обратила внимание на необходимость проработать вопросы налогообложения. «По большому счету корпорациям, у которых появится рыночная цена на нефть, зерно, золото и так далее, нужно будет пересмотреть существующий порядок налогообложения, поскольку эта ситуация может изменить в том числе и баланс компаний», — сказала Трифонова. И выделила ряд вопросов, на которые предстоит ответить, прежде чем создать биржу: «Кто будет торговать товарами на бирже? Кто будет финансировать работу биржи? Кто будет ее акционерами? Кто будет вносить взносы в страховые и гарантийные фонды? Это эпоха проблем, ответов на которые у нас на сегодняшний день нет».