Рабочая группа РСПП по развитию пенсионных систем в среду представила свою концепцию развития пенсионной реформы в России
Обеспокоенность предпринимателей понятна. Дефицит пенсионного фонда с каждым годом растет. Если в 2003 году он составлял 13 млрд рублей, то уже в 2004-м фонду не хватало 33 млрд рублей, в 2005 году — 112 млрд рублей. Сегодня дефицит оценивается в 270 млрд рублей, и если к 2010 году тенденция не поменяется, то, по подсчетам предпринимателей, он составит как минимум 630 млрд рублей. При этом пенсии необходимо увеличивать.
Один из способов увеличить пенсию в таких условиях — повысить ее базовую часть. То есть ту, которая финансируется из федерального бюджета и не зависит от стажа и заработной платы. Сейчас она составляет 1035 рублей и периодически индексируется в соответствии с инфляцией. Чтобы получать эту часть пенсии, достаточно проработать 5 лет. «Можно резко увеличить пенсию за счет федерального бюджета. Тогда мы сокращаем вес страховой части и возвращаемся к социальной пенсии, выплачивая «всем сестрам по серьгам», — высказал свое отношение первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Александр Куртин. «Мы можем откатиться назад, к тем временам, когда львиная доля пенсий ложилась на плечи государства», — объясняет опасность такого шага Константин Угрюмов, президент негосударственного пенсионного фонда «Пенсионный капитал». Помимо неизбежной уравниловки в начислении пенсий минусом такого решения является то, что профицит федерального бюджета — нестабильный источник поступлений денежных средств. Он может иссякнуть, как только упадут цены на нефть. После этого логично ожидать, что груз выплат переляжет на предпринимателей, увеличится налоговая нагрузка на бизнес.
Предпринимателям больше нравится другой метод. «Мы можем создать пенсионную систему, основанную на реальных страховых выплатах», — предлагает Угрюмов. То есть увеличить вес страховой части, которая зависит от стажа работы и от суммы страховых взносов, выплаченных работодателем в ПФР за застрахованное лицо. Одним из вариантов увеличения страховой части может стать повышение пенсионного возраста. «Страховая часть пенсии зависит от тарифа, заработной платы и длительности страхового стажа, то есть пенсионного возраста, — объяснял Куртин. — В Италии резко увеличили длительность страхового стажа: с 30 до 45 независимо от пола. То есть человеку надо начать работать в 15 лет и проработать до 60. И это нормальная практика. В том же направлении движутся Австрия, Германия, Англия». «Но у нас резко увеличить страховой возраст нельзя», — признал он.
Выход предприниматели видят в увеличении страховой части и отмене базовой части пенсии. «Что такое пенсия? Это борьба с бедностью или отложенный платеж на случай возникновения страхового случая?» — спрашивал коллег Куртин. Похоже, что участники «круглого стола» склонны ко второму варианту ответа. «У работающего человека не должно быть базовой части пенсии. Нужно разделить трудовую часть пенсии, которая зарабатывается, и социальный пакет для бедных, — высказалась Ольга Голодец, заместитель генерального директора ОАО «Норильский никель». — Они должны иметь разные источники и разные механизмы выплат. Работающий человек имеет право быть застрахованным и понимать связь между отчислениями и будущей пенсией. А все социальные пакеты должны выплачиваться за счет бюджета и не должны фигурировать в выплатах работнику». Предприниматели предложили вывести пенсионные отчисления из ЕСН и придать им страховой характер, восстановив для этого взносы по обязательному пенсионному страхованию. При этом в РСПП считают, что необходимо упразднить регрессию страховых взносов, поскольку она не выполнила своего основного назначения — не стала достаточным стимулом для выхода зарплат из «тени». Но при этом предприниматели предлагают сохранить порог зарплаты для работника в 600 тыс. рублей в год, после которой выплаты на страховую часть пенсии прекращаются. Базовую часть пенсии РСПП предлагает полностью отделить от обязательного пенсионного страхования. «Базовая часть должна иметь доплатный характер», — предложила вице-президент НПФ «Благосостояние» Ирина Артеменко. Она считает, что «те люди, пенсия которых не будет дотягивать до прожиточного минимума, должны иметь право получить эту базовую часть от государства».
Впрочем, представляется сомнительным, что государство может поддержать подобный проект. Ведь в этом случае базовая часть пенсии станет еще одним государственным пособием. Средства на нее придется искать в федеральном бюджете или, как советуют бизнесмены, в бюджете субъектов федерации.