Законопроект, принятый в среду Думой, вызвал бурную реакцию среди тех, кому он адресовался, — чиновников, журналистов и участников внешнеэкономической деятельности. Напомним, что в случае, если он вступит в силу в том виде, в каком был принят в среду, слова «доллар», «евро» и «у. е.» окажутся под запретом в устной и письменной речи, за исключением случаев, когда речь идет о внешнеэкономической деятельности или компаниях, работающих за пределами России. Чиновникам придется переводить макроэкономические показатели российского бюджета из долларов в рубли, сотовым операторам, продавцам недвижимости и автосалонам придется переделывать прайс-листы. И, даже если журналист, пытаясь сделать статью более понятной, напишет что «компания продала в России продукции на Х миллионов долларов», вместо того чтобы указать сумму в триллионах рублей, ему и его изданию будет грозить штраф.
Председатель Госдумы Борис Грызлов объясняет, что целью принятия закона является в конечном счете укрепление рубля — в том нетрадиционном смысле, как это понимают депутаты. «Не надо понимать суть этого закона как запрет произносить слова «доллар», «евро», «фунт стерлингов», — оправдывался Грызлов. — Но пора привыкать представителям других государств, что в реестре национальных валют рубль занимает все более и более высокое место, а, к сожалению, без закона решение данного вопроса не представляется реальным».
Представлявший закон коллегам единоросс Валерий Гребенников признался «Газете.Ru» , что в случае принятия закона многим российским компаниям придется вносить изменения в свою документацию.
«Если речь идет о ценах на внутреннем рынке и они указаны в условных единицах, то документацию придется менять. Если же они имеют отношение к внешнеэкономической деятельности, то цены могут быть указаны в валюте той страны или биржи, с которой проводятся расчеты», — рассуждает он.
Что касается взысканий за незаконное употребление названий иностранной валюты, то, по словам депутата, в отношении газетных материалов и рекламных роликов, например, мобильной связи, будет действовать система штрафов.
Согласно документу, размер штрафа для юридических лиц составляет от 400 до 450 МРОТ, для физических — от 20 до 50 МРОТ.
«Но если, к примеру, чиновник просто оговорился, то его штрафовать не будут», — замечает автор закона.
Представители российских компаний соглашаются, что принятие нового закона вынудит их частично менять документацию. «Есть определенные формы для заполнения, которые, например, приняты ФТС. В любом случае документы будут заполняться по тому шаблону, который будет предложен государством. Если этот механизм как-то изменится, то, безусловно, бумаги будут заполняться по-новому», — замечает PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электоробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Но нормы нового закона направлены прежде всего на внутреннюю ситуацию в стране и не будут распространяться на нерезидентов, надеется Гуськов: «Если цена товара на мировых биржах исчисляется в иностранной валюте, то она адекватно будет транслироваться бизнес-сообществу той или иной страны».
В большинстве опрошенных «Газетой.Ru» российских компаний говорят, что на них новый закон вообще никакого влияния не окажет. «Слово «доллар» не фигурирует ни в названии нашей продукции, ни в брэнд-символике. Так что для нас этот запрет не актуален. Как вы понимаете, совсем другая ситуация со словом «золото». Надеюсь, что до запрета этого слова дело не дойдет», — замечает Денис Давыдов, директор по связям с инвесторами и общественностью ОАО «Полюс Золото». «Техснабэкспорт» работает в основном на международном рынке и представляет продукцию ядерного топливного цикла на мировом рынке, поэтому лично нас это не коснется», — полагает представитель «Техснабэкспорта» Екатерина Шугаева. «Это на нас никак не влияет. Мы работаем на внутреннем рынке по ценам в рублях», — замечает пресс-секретарь НЛМК Андрей Сидоров.
«Пока проект будет окончательно одобрен — пройдет много времени, за это время мы успеем подготовиться.
И запрет доллара уже никак на нашу деятельность не повлияет», — говорит пресс-секретарь Архангельского ЦБК Милена Авада.
Но участники рынка недвижимости считают, что их клиенты привыкли ориентироваться на цены в долларах. «В договорах мы пишем стоимость сделки в рублях, а в скобочках — в долларах. Так что если будут вводить штрафы, мы просто в рекламе будем указывать сумму в рублях, а рядом — в долларах», — говорит Юрий Кочетков из Правового центра жилья.
Министр финансов Алексей Кудрин, которому в первую очередь придется заниматься математикой и пересчитывать все макроэкономические показатели из долларов в рубли, закон считает абсурдным и не очень продуманным. «В этом случае, приводя показатели мировой экономики в долларах, я буду платить штрафы?» — возмутился министр. «Абсурдность закона очевидна. Я бы назвал его «патриотическим актом», но не очень продуманным», — заметил Кудрин.