Нынешнее водоохранное законодательство предусматривает, что у любого водного объекта есть водоохранная зона. Прибрежно-защитная зона составляет от 15 до 100 метров в зависимости от ширины реки. В ней запрещено любое строительство. В собственно водоохранной зоне на расстоянии от 100 до 500 метров строить можно, но далеко не все. В частности, запрещено строительство автозаправочных станций, стоянок для машин, скотомогильников и других экологически вредных сооружений, стоки от которых могут попасть в водоем.
Новый Водный кодекс, внесенный в Думу в прошлом году Минэкономразвития, посчитал эти нормы слишком жесткими. А готовя документ ко второму чтению депутаты и вовсе решили, что водоохранное законодательство следует либерализовать до крайностей.
Ширина водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос за пределами территорий городов и поселений в документе сужена в два раза.
Согласно новому варианту кодекса для рек и ручьев она составляет от 50 до 200 метров (в зависимости от протяженности и ширины), а для рек или ручьев протяженностью менее 10 километров от истока до устья — от 30 до 50 метров. Ширина водоохранных зон водохранилищ или озер, за исключением небольших озер и водохранилищ (с акваторией менее 0,5 квадратных километров), также устанавливается в размере 50 метров. Для моря ширина водоохранных зон составит 500 метров.
В пределах и без того суженых водоохранных зон депутаты предлагаются разрешить размещение «хозяйственных и иных объектов» — как жилых домов, так и клубов, ресторанов, домов отдыха.
«Да, мы предлагаем разрешить строительство хозяйственных объектов в водоохранной зоне, — признает депутат Валентин Лунцевич, член комитета по природным ресурсам и природопользованию и один из разработчиков поправок. – Но главным условием строительства будет установка очистных сооружений». В целом, утверждают разработчики кодекса, они руководствовались логикой «не запрещать хозяйственную деятельность в водоохранных зонах, а запрещать их загрязнять».
Если документ будет принят, над дачниками, построившими дома в водоохранных зонах, перестанет угрожающе витать дух замруководителя Росприроднадзора Олега Митволя. Напомним, что этот чиновник неоднократно грозил снести все незаконные постройки вблизи озер и водохранилищ.
При этом, как сказано в кодексе, требования к очистным сооружениям, расположенным в водоохранных зонах, должны устанавливать соответствующие техрегламенты. А они, из-за проведенной несколько лет назад реформы технического регулирования, еще пока не только не приняты, но даже и не разработаны.
По данным Минприроды в 2005 году из 48,8 тысяч подконтрольных водопользователей проверено Росприроднадзором было проверено 6,6 тысяч, а нарушений природоохранного законодательства обнаружено — 12,3 тысячи. Пять тысяч водопользователей было привлечено к административной ответственности. Как подчеркивают в «Мосводоканале», в последние годы основными загрязнителями водоемов являются коттеджные поселки и садоводческие товарищества, которые расположены на берегах рек и не оборудованы современными системами канализации.
Впрочем, депутаты, судя по подготовленным ими поправкам к Кодексу, полагают, что опасения Мосводоканала и Росприроднадзора преувеличены.
«Не стоит опасаться, что размещение объектов в водоохранных зонах приведет к загрязнению водоемов», — уверяет Лунцевич.
«Ведь предполагается установка локальных очистных сооружений тремя степенями очистки сточных вод. Такие агрегаты очень хорошего качества производятся во Франции, Дании, России. Стоимость их составляет порядка 20 тысяч евро».
Федеральное агентство по водным ресурсам отказалось прокомментировать поправки до их принятия в Думе. Судя по всему, депутаты внесли изменения в документ без согласования с профильными ведомствами.