С ростом общего количества слияний и поглощений на российском рынке растет и «рейдерство» — агрессивное поглощение компаний с помощью «серых» или «черных» схем. «Количество уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного захвата предприятий, увеличилось в два раза, — отчитывался в четверг старший следователь по особо важным делам Следственного комитета МВД России Павел Сычев. — В 2004 году в производстве было 171 дело, в 2005 году — уже 346, из них 106 — в Москве. При этом в 2005 году в суд было направлено 51 уголовное дело в отношении 77 обвиняемых, по этим делам вынесено 11 приговоров.
Но это — на порядок меньше, чем общее количество рейдеров в России, признают в МВД. При этом в Москве тенденция к росту снижается, рейдеры пошли в регионы».
Самой крупной раскрытой рейдерской сделкой минувшего года МВД признало попытку смены владельца крупнейшего железорудного предприятия России --Михайловского ГОКа, капитализация которого оценивается в $1,6 млрд.
Несмотря на то что «бизнес» уходит в регионы, в Москве по-прежнему ежедневно регистрируется до 50 фирм-однодневок, заявляют в МВД. Именно такие фирмы используются для недружественного поглощения, прежде всего — с помощью поддельных документов и подкупа судебной власти. В результате подкупа или подделки законный владелец может полностью лишиться своего актива, даже не узнав об этом.
Большинство дел связано со средними и мелкими предприятиями, которые обворовывают не для того, чтобы продолжать бизнес, но для того, чтобы получить контроль над собственностью таких компаний — недвижимостью и автомобилями.
«Есть несколько способов максимально уменьшить вероятность рейдерства, — объяснила «Газете.Ru» партнер ЮК Legas по корпоративному праву Елена Хмелевская. – Большинство из них привентивные». По мнению юриста, прежде всего необходимо укрепление стурктуры акционерного капитала компании, ведь чем консолидированнее пакеты, тем сложнее получить контроль над активом без ведома акционеров. Для крупных предприятий подходит допэмиссия с выпуском части акций на рынок.
Второй мерой может стать отделение пассивов и активов компании. «Часто рейдеры используют банкротство как способ приобретения актива. Они выкупают долги компании и обращаются в суд с заявлением о признании компании банкротом и назначают своего Арбитражного управляющего, приобретая возможность оперативного управления компанией, — отмечает Хмелевская. – В этом случае важно, чтобы активы и пассивы компании были зарегистрированы на разные юрлица».
Также для обеспечения безопасности важно соблюдать и более общие советы – правильно прописать корпоративный регламент и не уподобляться захватчикам по мерам. «В конечном итоге, если хватит терпения, то и суд помогает», — считает юрист.
В МВД признают, что бороться с захватом предприятий при нынешнем законодательстве они не могут. «В обороте рейдерских фирм находится не менее $4 млрд — это объем спорных активов, эти деньги нуждаются во вложении. Ждать, что теперь все закончится, не приходится», — констатировал следователь Сычев.