В четверг чеченские врачи установили причину массового заболевания женщин и детей, вызывающего удушье и нервно-паралитическое расстройство. Как заявил главный нарколог Чеченской республики, психиатр Муса Дальсаев, повальные истерические припадки вызвал «псевдоаcтматический синдром психогенной природы». Это связано с длительным стрессом, вызванным боевыми действиями в республике, в ходе которых на протяжении нескольких лет население подвергалось мощным психотравматическим воздействиям, объясняют врачи.
«Я не говорю, что у детей психоз, — подчеркнул Дальсаев. — Это психологическая ответная реакция, которая проявляется в виде физических симптомов, которые не укладываются ни в какое заболевание».
Дальсаев сообщил также, что в Америке подобная симптоматика однажды наблюдалась в одной из школ. Выяснилось, что это было вызвано чувством страха перед биотерроризмом.
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко поддержал эту версию. «У всех, кто находится на госпитализации, нет угрозы жизни. Они получают необходимое лечение успокаивающими средствами, терапия им пока не требуется», — заявил он «Интерфаксу» в четверг. По его словам, специалисты из Москвы и Грозного сошлись во мнении относительно диагноза.
Как пояснила «Газете.Ru» руководитель общественной приемной Ассоциации независимых психиатров Наталья Спиридонова, «речь идет о психическом расстройстве невротического уровня. Такие симптомы передаются по цепочке, это своего рода психическая эпидемия. Так что одинаковая реакция на какой-то раздражитель вполне может быть массовой. Кто-то дал вышеописанную реакцию на стресс, и ее как бы воспроизвели остальные. В психиатрической практике известны подобные случаи. В советской психиатрии считалось, что такие проявления скорее свойственны женщинам. А у детей недостаточно сформирована центральная нервная система, поэтому они тоже подвержены таким психозам».
Эту версию и приняла за основную прокуратура Чечни, которая возбудила по факту массового заболевания уголовное дело по статье 236 УК РФ (Нарушение санитарно-гигиенических правил). «Мы исходим также из результатов лечения препаратами. Подтверждения отравления нет. Окончательные результаты экспертизы пока не известны», — сказал прокурор.
Действительно, хотя изначально выдвигались предположения о воздействии боевых отравляющих веществ или других химикатов, многочисленным экспертам до сих пор не удалось найти признаки хотя бы одного из них.
Как заявил в четверг главный врач республиканской детской больницы Салтан Алимхаджаев, симптомы болезни не являются проявлениями известных в медицине ядовитых и отравляющих веществ. Анализы также не показали превышения концентрации химикатов или радиационного излучения, влияние которых также не исключались.
Правда, окончательно отвергнуть версию отравления Алимхаджиев все же не решился.
По его мнению, психогенный фактор мог лишь спровоцировать рост заболеваемости, но не стать первопричиной: «Заболевание детей явилось следствием воздействия неизвестных веществ, но ежечасный рост числа заболевших уже является психогенной реакцией, вызванной страхом заболеть. В мировой практике подобные случаи известны».
Как рассказал «Газете.Ru» международный эксперт по оружию массового поражения Кирилл Шелученко, «главного признака, по которому можно заключить, что дети имели контакт с фосфорорганическими отравляющими веществами (которые и являются нервно-паралитическими ядами) не наблюдается. Основным признаком поражения, даже в малой концентрации, является миоз – сужение зрачков глаз. Этого у чеченских детей нет».
Впрочем, не все специалисты соглашаются с версией о психогенном факторе. По их мнению, внезапность и широту распространения болезни, а также слишком сходные симптомы вряд ли можно объяснить обычным посттравматическим стрессом.
Но, по словам специалистов, даже если причиной действительно стало отравление, вполне вероятно, что найти следы отравляющего вещества уже не удастся: чтобы оказать такое влияние на психику, достаточно микроскопической дозы такого препарата.
Как отмечают эксперты, чтобы отравить только детей или только женщин, достаточно внедрить некое вещество в материал, используемый в производстве продукции, которой пользуется эта группа населения: например, в игрушки или косметику.
Между тем число больных неуклонно растет. Еще в четверг утром сообщалось о 78 госпитализированных, большинство из которых проживали в Шелковском районе.
К вечеру их число превысило 100 человек.
Большинство из пациентов — девочки и женщины. Причем теперь случаи заболевания зарегистрированы не только в Шелковском районе, но также в Грозном и селении Кулары Ахчой-Матановского района.
В среду президент России Владимир Путин предложил Чечне дополнительную помощь федерального центра в связи с массовым заболеванием детей. «Если руководство республики считает, что нужна дополнительная помощь со стороны Москвы по поводу того, что происходит с заболеваниями, пока до конца невыясненными обстоятельствами, связанными с болезнью детей, мы сделаем все, что он нас зависит, дополнительный персонал пришлем, вывезем в другие города России», — сказал президент России на совещании с руководством Чечни. Каким образом президент сдержит свое обещание в случае, если подтвердится, что у чеченок дейстсвительно массовый психоз, непонятно.