39-летний Муса Мукожев — лидер (амир) мусульманской общины Кабардино-Балкарии, находящейся в оппозиции к официальному Духовному управлению мусульман республики. Он считается неформальным лидером местных мусульман и давно находится в подполье из-за преследований со стороны властей. В прошлом году семь мечетей, находившихся в его ведении, были закрыты российскими властями. В отличие от многих ваххабитов, он серьезно духовно образован. В 1990 году он окончил курсы исламоведения при Духовном управлении мусульман, затем Кабардино-Балкарский исламский институт. Кроме того, Мукожев ездил обучаться в Иорданию.
До последнего времени, несмотря на преследования властей, Муса не бедствовал. Официально амир числился замдиректора Института исламских исследований Руслана Нахушева и его же заместителем в коммерческой фирме. Каждую неделю он объезжал с проповедями окрестные села.
В 2001 году он три месяца отсидел в тюрьме в Пятигорске по обвинению в подготовке к террористической вылазке, но был отпущен на свободу.
Однако участие Мукожева в событиях в Нальчике отнюдь не очевидно, и пока никаких доказательств этого прокуратура не предоставляла. Теперь же фотография Мусы Мукожева в числе 22 разыскиваемых напечатана в разыскном листе 2-го ОВД города Нальчика. Листы расклеены в многолюдных местах. Примечательно, что милиция подошла к распространению именно этих листовок особым способом. Если все остальные объявления о розыске висят на любом фонарном столбе и любой зевака может их сорвать, то «амира» расклеили в недоступных местах — за стеклами витрин многочисленных магазинов, кафе и парикмахерских. В предисловии к разыскному списку — обращение к гражданам Кабардино-Балкарии, в котором милиция призывает к гражданской сознательности и оказанию всемерной поддержки в добыче информации, а также предупреждает, что «разыскиваемые особо опасные преступники вооружены, поэтому не нужно пытаться их задержать, а только позвонить по указанным телефонам».
На листках — известные в Кабардино-Балкарии лица.
В числе разыскиваемых оказались все кабардинские и балкарские студенты и аспиранты исламских вузов в различных странах мира. К примеру, ОВД №1 Нальчика включил в свой разыскной лист аспиранта Исламского университета в Иордании, уехавшего из Кабардино-Балкарии в 2003 году Расула Кудаева (не путать с бывшим узником Гуантанамо, который уже схвачен по обвинению в участии в том же нападении на Нальчик), Назира Канчукова, с 2004 года живущего в Египте, студента Исламского университета в Саудовской Аравии Аслана Ахрестова. Последний, к слову, в августе 2004 года был официально направлен на учебу Духовным управлением мусульман (ДУМ) Кабардино-Балкарии. То есть он не являлся членом оппозиционного ДУМ джамаата Мусы Мукожева. Мукожев изучал азы ислама и арабский язык у Шафига Пшихачева, экс-муфтия Духовного управления мусульман республики. Именно Шафигу приписывают авторство печально знаменитых черных списков ваххабитов, по которому милиция проводит аресты. Ученик публично обвинил учителя в том, что, выполняя заказ спецслужб, муфтий Пшихачев заносил в черный список и возможных конкурентов на посту духовного лидера мусульман. Количество разыскиваемых меняется практически ежедневно. Причем общие данные, распространяемые пресс-службой МВД, явно противоречат содержанию разыскных листов, расклеиваемых различными подразделениями МВД.
Так, согласно последней сводке МВД, в розыске находятся 32 потенциальных участника или организатора мятежа. Только в двух списках, распространенных 1-м и 2-м отделами милиции Нальчика, разыскиваемых больше 50.
Есть и курьезные случаи. Мать одного из подсудимых по делу о нападении на Назрань в 2004 году рассказала корреспонденту «Газеты.Ru», что 9 декабря к ней пришли двое в штатском и спросили: «Где твой сын? Мы разыскиваем его в связи с нападением на Нальчик». Мать ответила: «Мой сын арестован вами одиннадцать месяцев назад, и сейчас его судят. А у вас правая рука не знает, что делает левая!»
Другой похожий случай. В январе 2005 года после военной операции по уничтожению лидера джамаата «Ярмук» Сейфуллы (Муслима Атаева) МВД сообщило о смерти его сообщника Бузджигита Атмурзаева. Тогда тела убитых выдали родственникам, и корреспондент «Газеты.Ru» видел могилу Атмурзаева в его родном селе Кенделен. Однако в разыскных списках покойный член джамаата «Ярмук» числится в числе боевиков, напавших на Нальчик 13 октября.