Акционеры концерна АвтоВАЗ на внеочередном собрании в четверг избрали новый совет директоров. Большинство мест в совете заняли представители государства и близких к власти структур. Кремль вернул контроль над крупнейшим производителем автомобилей России.
Новым генеральным директором АвтоВАЗа стал глава департамента товаров и технологий двойного применения госкомпании «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский. Председателем совета директоров избран заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков.
Собрание акционеров прошло при экстренных мерах безопасности. Завод контролировали наряды милиции и усиленные подразделения службы безопасности АвтоВАЗа.
Таким образом, власти застраховали себя от возможного срыва собрания. По неофициальным данным, определенная часть продаж автомобилей АвтоВАЗа и поставок запчастей проходила через промышленную группу СОК и ряд непрозрачных структур, которые были недовольны приходом на завод нового руководства.
На собрании голосовали владельцы более 27 млн акций. Кворум составил 80,3%. В новый совет директоров АвтоВАЗа, как и в прежний, вошли 12 человек. Места в совете получили два руководителя государственного предприятия «Рособоронэкспорт», три представителя государственного Внешторгбанка и глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин.
В совет также вошел гендиректор компании «Кате» Максим Нагайцев. По неофициальной информации, главу «Кате» связывают дружеские отношения с руководителем «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым.
Оставшиеся пять мест достались трем представителям завода (среди которых председатель профсоюзного комитета Николай Карагин), представителю миноритарных акционеров Альберту Гаврикову — президенту AG Capital Managеment, и вице-президенту компании AVVA, которой принадлежит 38% акций АвтоВАЗа, Дмитрию Разоренову.
Согласно корпоративным правилам, предложение о включении новых членов в совет директоров вносят текущие акционеры компании. Так было и в случае с АвтоВАЗом. «Возможно, акционеров автоконцерна убедили проголосовать за представителей государства. Известно, как это делается в России. Но в любом случае, такая практика вполне законна», — объяснил эксперт российского машиностроительного рынка, пожелавший сохранить анонимность.
Внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа было назначено после неожиданного решения председателя совета директоров автоконцерна Владимира Каданникова уйти на пенсию. Каданников возглавлял АвтоВАЗ с 1988 года. У топ-менеджера были обширные связи на самом высоком уровне и огромные лоббистские возможности. Вскоре после ухода Каданникова представителей в совет директоров АвтоВАЗа выдвинул государственный «Рособоронэкспорт».
Такое совпадение заставило участников рынка заподозрить государство в намерении установить контроль над автозаводом. Теперь подозрения полностью подтвердились.
«Бесспорно, государственный контроль установлен, — уверен аналитик Rye, Man & Gor Евгений Линтчик. — Власть сможет проводить практически любые решения. Фактически государство приняло на себя обязательства по разработке мер дальнейшего развития предприятия».
По мнению эксперта, в приходе Кремля на АвтоВАЗ «существует определенный плюс»: «На заводе надо внедрять элементарные процедуры сокращения как операционных, так и административных расходов и увеличения рентабельности производства. Но с другой стороны, в среднесрочной и долгосрочной перспективе государство не сможет вывести АвтоВАЗ на тот уровень конкуренции, который необходим для борьбы с иностранными производителями».
Между тем государство раcсчитывает поднять российский автопром за счет существенных инвестиций. По словам избранного в совет директоров АвтоВАЗа главы Роспрома Бориса Алешина, его ведомство уже разработало программу по поддержке российских автопроизводителей.
Плановый объем инвестиций составляет $5 млрд.
Программа предполагает существенные инвестиции со стороны государства в НИОКР и разработки двойного назначения. При этом изменять ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей чиновники не планируют.
Борис Алешин, слова которого передает «Прайм-ТACC», отметил, что государство может предоставить АвтоВАЗу гарантии по субсидированию процентных ставок. А задолженность завода может быть конвертирована в инвестиции. Государство намерено увеличить роль Внешторгбанка в развитии автоконцерна. Банк примет участие в финансировании лизинга автомобилей АвтоВАЗа, а также в программах потребительского кредитования.
Новый глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков заверил инвесторов, что автозавод не собирается отказываться от концепции производства недорогих отечественных автомобилей.
Сотрудничество с мировым автопромом, по словам Артякова, ограничится покупками лицензий на производство некоторых компонентов. А параметры сотрудничества АвтоВАЗа с корпорацией General Motors требуют пересмотра, уверено новое руководство завода. Совместное предприятие, которое производит автомобили Chevrolet-Niva, Chevrolet-Viva, работает на нулевой рентабельности. Вопрос о перспективах СП Владимир Артяков пообещал рассмотреть на ближайшем заседании совета директоров АвтоВАЗа.
Также не ясно останется ли компания «СОЛО» (группа СОК) эксклюзивным дистрибьютором запчастей, производимых «АвтоВАЗом». По словам Игоря Есиповского отношения завода с партнерами будут строится на «здравом смысле и взаимном уважении». «Если есть перекосы, будем, наверное, поправлять», — отметил топ-менеджер.