Вчерашняя встреча банкиров с президентом в Новосибирске произвела на российских финансистов неизгладимое впечатление. Вернувшись из Сибири, участники встречи начали убеждать коллег в том, что в российской финансовой сфере наступила эпоха стабильности и плодотворной совместной работы.
«Два года управляемого стресса, когда были резко ужесточены нормы регулирования, закончились, — объявил в четверг первый зампред ЦБ Андрей Козлов, выступая на заключительной конференции проекта «Банковский надзор и отчетность». — Экономических потрясений не ожидается, и это благоприятная ситуация для расчистки имеющихся проблем».
Главной проблемой в Центробанке объявили напряженность в отношениях: между ЦБ и государственными банками, с одной стороны, и коммерческими банками – с другой. Это не дает им возможности работать вместе и развивать такие механизмы, как, например, гарантированные кредиты, которые выдаются компаниям по меньшим ставкам, чем на рынке, но под гарантии государства. «Нам совместно, Центробанку и коммерческим банкам, предстоит испытать период постепенной отладки наших отношений», — добавил Козлов.
Зампред Центробанка даже признал, что ЦБ и другие регуляторы немало сделали для раздувания напряженности в отношениях. «С конца 2003 года, когда был принят закон о страховании вкладов, Центробанк начал масштабные проверки банков, работающих с частными вкладами. Кроме того, ЦБ ужесточил многие нормы надзора, начал активно бороться с раздуванием активов и капитала банками, а также приступил к отзыву лицензий за отмывание денег», – заметил Козлов. Однако эти жесткие меры, по его словам, себя оправдали. «За прошедшее время в коммерческих банках произошли качественные изменения, в частности, улучшилось качество внутренней работы менеджмента.
Все стрессы, которые мы переживали совместно, прошли не зря, — подчеркнул Козлов. – Произошел качественный скачок в работе банков и ментальности самих банкиров».
О том, произошел ли качественный скачок в работе тех банков, в которых Генпрокуратура проводила обыски на прошлой неделе (банк «Нефтяной» и другие), Козлов предпочел умолчать.
«По поводу того, что стресс был управляемым, ЦБ покривил душой, — уверен эксперт «Брокеркредитсервиса» Ростислав Мусиенко. — О том, как им управляли, говорит прошлогодний кризис. Центробанк либо перегибал палку, либо не принимал необходимых волевых решений».
Теперь Центробанк, по словам его руководства, готов пойти навстречу банкам и снизить жесткость регулирования. Об этом глава ЦБ Сергей Инатьев заявил уже в Новосибирске Владимиру Путину. По его словам, к примеру, предлагается освободить банки от контроля за кассовой дисциплиной клиентов. Банкам не придется дублировать отчетность, будет упрощена процедура передачи отчетности в электронном виде (сегодня кредитные организации могут предоставлять в ЦБ до 40-50% отчетности в электронном виде, если она заверена электронно-цифровой подписью).
Центробанк даже готов рассмотреть вопрос о снижении частоты предоставления банками отчетов (сегодня банки обязаны отчитываться раз в месяц), уверяет Козлов, ведь раньше такая отчетность в большей степени «была настроена на рискоориентированный надзор».
Естественно, передышка банкам будет дана не просто так. Взамен, как объявил Владимир Путин, банки должны будут активнее участвовать в реализации национальных проектов, снижать ставки по ипотечным кредитам и кредитам предприятиям.
Но участники финансового рынка пока настороженно относятся к обещаниям Центробанка.
«Конечно, можно поверить на слово, что стресса больше не будет, — пояснил «Газете.Ru» Ростислав Мусиенко. — Но гарантировать никто ничего не может. Банковский сектор далек от идеала. Сбои в работе регулирующих органов по-прежнему возможны».
«Сегодня существует достаточно много банков, которые занимаются деятельностью, выходящей за рамки правового поля, — пояснил «Газете.Ru» один из российских финансистов, пожелавший сохранить анонимность. — Поэтому можно предположить, что процесс преследования таких банков со стороны ЦБ пока не закончен».
В этой связи источник предполагает, что ЦБ будет лишь не принимать меры против недобросовестных банков столь демонстративно и открыто, как это было ранее. И не напоминать своими действиями «слона в посудной лавке», по выражению главы РСПП Александра Шохина.
«Если национальные проекты будут иметь четкие планы реализации, то они и сами по себе заинтересуют банки, — считает Рослислав Мусиенко. — Из любого проекта при поддержке государства можно выжать прибыль».
Но реализация поставленных президентом задач должна проходить в рыночных условиях, полагает эксперт: «Сейчас Альфа-банк и Сбербанк поддерживают образование и несут убытки. Зато напротив названий этих банков в бумагах Путина стоят соответствующие галочки, и это помогает». «Но не хотелось бы, чтобы с реализацией национальных проектов дела обстояли точно так же и экономика развивалась административными методами», — замечает Мусиенко.