По информации издания The Wall Street Journal (WSJ), прокуратура Франкфурта-на-Майне направила письма своим коллегам из других стран, в которых российский министр Леонид Рейман назван центральной фигурой ведущегося в Германии уголовного расследования по отмыванию денег.
В этих письмах, по сведениям издания, прокуроры пишут о том, что Рейман «незаконно обогатился путем ряда сделок», а потом создал сеть подставных компаний и трастов, чтобы спрятать активы, стоимость которых превышает $1 млрд.
О ведущемся в Германии расследовании стало известно еще в конце июля 2005 года, когда немецкая прокуратура провела обыски в штаб-квартире Commerzbank. Аналогичный обыск проводился и в Швейцарии. Следователи искали следы незаконной деятельности его бывших топ-менеджеров, работавших в Восточной Европе, а член наблюдательного совета и директор по персоналу банка Андреас де Мезьер даже вынужден был подать в отставку. Но никаких конкретных результатов достигнуто не было.
Теперь же география поиска улик расширилась до США и Кипра, поэтому расследование ведется параллельно сразу в четырех странах.
По информации WSJ, уже собрана обширная финансовая документация, которая свидетельствует о ряде крупных сделок на общую сумму в десятки миллионов долларов, переводе активов российских телекоммуникационных компаний в подставные компании на Кипре, в Лихтенштейне, Швейцарии и других офшорах.
Ссылаясь на документы и письма прокуроров Франкфурта, WSJ рассказывает о коррупционной схеме отмывания денег, состоящей из нескольких этапов, каждый из которых зависел от «роли Реймана в руководстве телефонными предприятиями, частично принадлежащими государству».
Согласно этим документам, на первом этапе в начале 1990-х годов, когда Леонид Рейман был заместителем гендиректора государственной «Петербурской телефонной сети», его деловой партнер — датский бизнесмен Джеффри Гальмонд и Commerzbank создали ряд компаний в европейских офшорах. Эти компании получали акции привлекательных телекоммуникационных компаний, раньше принадлежавших государству. На заключительном этапе все эти компании, «стоимость которых превышает $1 млрд», сосредоточились в бермудском офшоре IPOC. Сейчас этому офшору принадлежит 8% акций «Мегафона» и контрольный пакет крупного питерского холдинга «Телекоминвест», который, в свою очередь, владеет долями в различных телефонных компаниях.
Тем не менее представители немецкой прокуратуры подчеркивают, что не собираются сейчас привлекать Леонида Реймана к уголовной ответственности.
«Рейман отвечал за эти компании в то время и, возможно, участвовал в доверительном управлении, — заявила агентству Bloomberg пресс-секретарь немецкой прокуратуры Дорис Моллер-Шеу. — Рейман не является объектом расследования немецкой прокуратуры, и к российским коллегам мы еще не обращались за помощью».
В пресс-службе Мининформсвязи также подчеркивают, что никаких обвинений их шефу не предъявлялось, его фамилия всплыла лишь в рабочей переписке между следователями различных стран, которая юридической силы не имеет. «Как и раньше, позиция министерства остается прежней — вину человека может доказать только суд», — заявили в Мининформсвязи.
В пресс-службе IPOC, единственным бенефициаром которого себя называет Джеффри Гальмонд, напоминают, что частично обвинения немецкой прокуратуры базируются на показаниях Энтони Джоджиу.
Этот британский бизнесмен, который, как и Гальмонд, в начале 90-х сотрудничал с Леонидом Рейманом, не скрывает, что за предоставление компрометирующих российского министра сведений ему обещана компенсация от «Альфа-групп» или ее союзников.
«Альфа» уже больше двух лет судится с IPOC из-за права владения 25,1% акций «Мегафона» и последовательно обвиняет своих оппонентов в коррупции. По информации «Газеты.Ru», расследование во Франкфурте как раз началось по запросу одного из топ-менеджеров структуры, близкой к «Альфе», – Юлии Шпурт, которая до последнего времени возглавляла LV Finance и принимала активное участие в продаже акций «Мегафона».
Юрист крупной адвокатской конторы, пожелавший сохранить анонимность, считает, что особо доверять WSJ не стоит.
«Они не приводят никаких доказательств, а сроки дела могли уже давно истечь. Тем более немцы сейчас дружат с Россией и обострять отношения никто не будет», – говорит он.
Тем не менее юрист не исключил, если вина российского министра будет доказана, то его могут задержать за границей: «С зеленым паспортом, представляющим государство, его не смогут задержать, — замечает он. — Но если у него будет обыкновенный российский паспорт, то это возможно.
Также прокуратура может конфисковать доходы Реймана, полученные от преступления, если они находятся за пределами России, или же в случае необходимости возмещения ущерба конфисковать зарубежные активы».