В понедельник в мировом суде ЦАО началось рассмотрение дела участников антифашистского пикета напротив здания мэрии, который проходил накануне. Пикетчиков задержали сотрудники ОМОНа, после чего 42 человека доставили в ОВД «Тверское», а шестерых — ввиду загруженности участкового отделения — увезли в ОВД «Хамовники». В милиции на задержанных участников несанкционированного властями пикета были составлены протоколы об административном правонарушении на основании ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Рассмотрение дела состоялось в судебном участке № 369 в Большом Черкасском переулке. В коридоре собрались около 25 человек, в том числе часть организаторов пикета — член исполкома Союза правых сил Михаил Шнейдер, глава общества «Мемориал» Олег Орлов, активисты Комитета антивоенных действий Андрей Налетов, Михаил Кригер и Елена Батенкова, а также Анна Каретникова из Антивоенного клуба. Из ОВД «Тверское» протоколы привез старший лейтенант милиции, после чего судья объявила, что ей необходимо время, чтобы ознакомиться с документами.
Оставшиеся на руках копии протоколов вызвали у антифашистов недоумение. Помимо пунктов 1 и 2 ст. 20.2 КоАП, милиционеры приписали в протоколах двух пикетчиков пункт 3 – проведение митинга вблизи ядерных объектов.
Чтобы не терять времени в ожидании, когда судья ознакомится с документами, антифашисты собирали подписи для обращения в Страсбургский суд. Подписей набралось около 15. Наконец судья вызвала двух пикетчиков – члена Объединенного гражданского фронта Наталью Александровскую и независимого антифашиста Александра Горелова. Кроме того, в качестве свидетеля — как организатор пикета — показания дал Михаил Шнейдер. После заседания Горелов рассказал «Газете.Ru», что мировой судья заметил в показаниях милиционеров и правозащитников противоречия. «Задерживали нас сотрудники ОМОНа, а протоколы о задержания составляли милиционеры ОВД «Тверской», — сказал пикетчик. – Поэтому в протоколе отражены мои показания, что, когда я подошел к сотрудникам ОМОНа, оцепившим Тверскую площадь, они спросили меня: «Вы идете на митинг?». Я ответил, что не иду на митинг. Так все и было, потому что я шел на пикет, а какой там еще митинг – этого я не знал». Введенные в заблуждение омоновцы пропустили антифашиста на площадь.
Выслушав показания задержанных, судья вынесла решение: во вторник к 10.00 пригласить в судебный участок сотрудников ОМОНа, чтобы заслушать их версию случившегося.
Правда, неизвестно — пригласят ли в суд всех омоновцев, следивших за порядком на площади (около 400 человек), либо ограничатся двумя, которые помогали милиционерам составлять протоколы. Судебное заседание также назначено на среду.
Как рассказали «Газете.Ru» правозащитники, они сами планируют подать в суд на правительство Москвы, так как пикет на Тверской, по их мнению, был проведен по всем правилам.
«После решения мирового суда, вероятно, будет подан судебный иск, так как действия властей подпадают под статью 149 УК РФ («Воспрепятствование проведению пикетирования»)», — сказала одна из организаторов Елена Батенкова. По ее словам, 23 ноября группа граждан (13 человек) уведомила префектуру ЦАО, что около 50 человек выйдут 27 ноября на Тверскую площадь, чтобы «выразить протест против решения мэрии Москвы о запрете антифашистского марша 27 ноября сего года». Однако в мэрии сослались на распоряжение правительства Москвы от 1998 года, согласно которому площадка у памятника Юрию Долгорукому предназначена для служебного автотранспорта мэрии. Из этого следовало, что пикетчики помешают работе государственного учреждения. Пикет был запрещен. «Где вы видели, что площадка у памятника занята автомобилями?!» – иронизировали антифашисты.
Одновременно в другом мировом суде столицы рассматривались дела о задержании националистов из Движения против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России) (ДПНИ), которые в воскресенье пикетировали крупные столичные рынки. На многих рынках милиция задерживала «правых» еще на выходе из метро. «Руководство местных ОВД получило приказ от ГУВД Москвы, чтобы членов ДПНИ задерживали», — прокомментировал сопредседатель ДПНИ Александр Белов. Всего было задержано около 50 человек. На 20 активистов в отделениях милиции были составлены протоколы об административном правонарушении (ст. 20.2 КоАП).
Как сообщил Белов, в понедельник в мировом суде эти протоколы были рассмотрены, и участники акции были приговорены к штрафам. Но нарушители заявили, что требуют, чтобы их дела рассматривались в присутствии адвокатов. Судья пошла навстречу членам ДПНИ и отложила слушания на неопределенный срок – с тем, чтобы все 20 нарушителей смогли найти себе адвокатов. Однако Александр Белов пояснил «Газете.Ru», что, скорее всего, разбирательство не будет иметь продолжения. «Через два месяца дело будет автоматически прекращено по давности, а повестки мировой суд вряд ли пришлет, так как очень загружен», — сказал собеседник. При этом в ДПНИ отметили, что больше всех повезло тем активистам, которым поначалу готовили уголовную ответственность. Как писала «Газета.Ru», в воскресенье сотрудниками ОВД «Зябликово» были задержаны двое активистов, принимавших участие в пикетировании, у которых нашли «экстремистскую литературу». Однако в мировом суде в протоколах о задержании обнаружили нарушения, после чего членов ДПНИ отпустили безо всяких санкций. «Мы обязательно проведем вторую подобную акцию, — сказал воодушевленный сопредседатель ДПНИ Белов. – Только уже после выборов и без «Родины».