Завершилась крупнейшая на Ближнем Востоке авиационная выставка Dubai Air Show 2005. Для большинства из 726 компаний, представлявших 46 стран, салон, как всегда, был не только выставкой, но и ярмаркой. За пять дней в Дубае было заключено контрактов на общую сумму больше $25 млрд (на крупнейшем авиасалоне России МАКС-2005, состоявшемся в августе в Жуковском, общая сумма контрактов составила около $4 млрд).
Главными поставщиками мировой авиаиндустрии, как и предполагалось, стали концерны Airbus и Boeing.
Airbus подписывал контракты на лайнеры моделей A318, A320 и A 350. В общем итоге без учета опционов европейский концерн продал 157 самолетов стоимостью около $14 млрд. Как отмечает Airbus, соглашения о продажах были подписаны с компаниями как с Ближнего Востока, так и из Индии, Америки и Европы.
Но выставка для Airbus оказалась важной не только с точки зрения экономических результатов. Компания продемонстрировала в полете самый большой в мире гражданский самолет A380, проходящий сейчас тестовые испытания.
Главный конкурент европейского концерна американская корпорация Boeing уже в первый день заключила контракт на $9,7 млрд на 42 самолета семейства 777. Потом последовали заказы на 787 Dreamliner сначала на $2,7 млрд, потом еще на $780 млн от лизинговых компаний International Lease Finance Corp и Low-Cost Aircraft Leasing. В общем итоге заказы Boeing составили $13,2 млрд — немногим меньше, чем у Airbus.
Обе компании активно продавали свои «проектные самолеты», существующие только на бумаге, — A350 от Airbus и Dreamliner от Boeing. То же удалось сделать и российским «Гражданским самолетам Сухого». Концерн продал 20 RRJ.
Дочерняя компания холдинга «Сухой» подписала предварительное соглашение на поставку 20 самолетов RRJ-95 стандартной комплектации и еще 20 в опционе эмиратской компании Concord Aviation. Как пояснили в пресс-службе, твердое соглашение планируется принять уже в феврале. Стоимость 40 самолетов не разглашается, но, как объявил гендиректор ГСС Виктор Субботин, по каталожной стоимости общая сумма контракта составила около $1 млрд. Каждый самолет, таким образом, стоит около $26 млн.
Другие российские компании официально не объявляли о крупных продажах. Это и неудивительно: российская экспозиция была в основном военной в то время, а основные объявленные покупки были совершены в гражданской части выставки.
Как передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на свои источники, индийская армия приобрела батарею сверхзвуковых ракет «Брамос» наземного базирования стоимостью $275 млн у совместного предприятия Индии и России Brahmos Aerospace LTD.
Dubai 2005 стала успехом Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) — суммарный объем договоренностей на поставки региональных турбовинтовых самолетов Ан-74 и Ан-140-100 по итогам авиасалона составляет $592 млн. По мнению харьковского предприятия, такому обилию контрактов способствовало развитие региональных перевозок в ближневосточных странах и рост мировых цен на нефть. Кроме контрактов ХГАПП добился и внимания экспертов — стенд с Ан-74ТК-300VIP и Ан-74ТК-200 посетили принц Иордании Фейсал бин аль-Хусейн и наследный принц Дубая шейх Мохаммед бин Рашид аль-Мактум.
В рамках выставки правительство ОЭА сделало широкий жест. Оно объявило, что на старом месте экспозиция выставляется в предпоследний раз. Уже в 2009 году планируется построить новый аэропорт в Дубае. Он будет самым большим в мире, с пропускной способностью 120 млн пассажиров в год и стоимостью $8 млрд. По площади аэропорт будет равен лондонскому Heathrow и чикагскому Ohara, вместе взятым.