На совещании, организованном Московской международной валютной ассоциацией (ММВА), руководители более 40 банков, не вошедших в систему страхования вкладов, объявили о том, что намерены оспаривать решения Центробанка в арбитражных судах. По словам президента ММВА Алексея Мамонтова, 11 банков либо уже подали иски к Центробанку, вынесшему в отношении их несправедливое решение, либо готовятся это сделать.
«Еще часть банков ожидает повторного решения председателя Центробанка», — пояснил глава ММВА, добавив, что после вынесения решения число исковых заявлений «еще увеличится».
Поводом для подачи исков стало то, что при рассмотрении заявки банков о вхождении в ССВ установленные ЦБ критерии оказались «весьма размыты, при этом одни и те же формулировки могут трактоваться по-разному», — пояснил Мамонтов «Газете.Ru».
По мнению банкиров, в требованиях недостаточно четко сформулированы такие элементарные понятия, как «надлежащее формирование активов банков», «высокие риски» или «прозрачность капитала».
.
«Но наибольшие нарекания вызвали требования, связанные с федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти требования настолько широки, что в принципе всегда можно найти придирку, которая формально дает основания для отказа банку», – полагает Мамонтов.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты согласились с тем, что как требования, которые ЦБ предъявляет банкам, так и сама процедура вхождения в ССВ, действительно, во многом беспрецедентны. И массового обращения в суд следовало ожидать. «Условия отбора связаны с применением мотивированного суждения», – подтверждает мнение Мамонтова генеральный директор Центра экономического анализа «Интерфакса» Михаил Матовников, наблюдавший за развитием ситуации. Поэтому, по его словам, «с самого начала было понятно, что банки, по тем или иным причинам не вошедшие в ССВ, будут бороться до последнего».
«Всего этого можно было избежать, если бы ЦБ принял все банки в ССВ, а потом уже начал бы предъявлять к ним конкретные требования. На самом деле была придумана процедура, якобы направленная на повышение прозрачности, которая в действительности не выдерживает никакой критики», – сетует Алексей Мамонтов.
К тому же, по его словам, вольное толкование условий вступления в ССВ открывает широчайшие возможности для произвола и коррупции. По данным ассоциации, на начальном этапе вхождения банков в систему страхования вкладов так называемая «административная рента» составляла $30–50 тыс. Ближе к окончанию срока вхождения в ССВ ставки возросли до $1 млн.
Последствия отказа, по словам банкиров, уже самым тяжелым образом
сказываются на средних и мелких банках, которые, получив отказ от ЦБ, теряют не только вкладчиков, но и уважение корпоративных клиентов.
По словам Мамонтова, в большинстве из 11 дел, готовящихся и уже поданных в суд, юристы уверены в выигрыше в пользу банков.
Однако эксперты предупреждают, что подача исков в суд и тем более выигрыш их банками будут серьезнейшими испытаниями для российской системы страхования вкладов.
«Непредсказуемо, каким будет решение суда с юридической точки зрения. Правосудие, построенное на принципах формального соответствия, на самом деле может принять сторону истцов. Именно это станет настоящим испытанием для ЦБ», – подчеркивает Михаил Матовников. Ведь такое решение может поставит под сомнение саму правомочность регулирования Центробанком банковского сектора.
Впрочем, по мнению аналитика, если ЦБ удастся доказать свою правоту, то это даст ему правовые основания для применения мотивированного суждения в дальнейшей практике. И тогда могут пострадать уже сами банки — к примеру, застраховавшие вклады, но ухудшившие после этого финансовое положение.