В Башкирии начался суд по делу сотрудников милиции, причастных к скандальной декабрьской спецоперации в Благовещенске. Начальник Благовещенского ГРОВД Ильдар Рамазанов, начальник милиции общественной безопасности ГРОВД Олег Мирзин, командир ОМОНа Олег Соколов и пятеро сотрудников благовещенской милиции обвиняются по ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса России (превышение должностных полномочий). Как передает «Интерфакс», на судебном заседании под председательством судьи Татьяны Писаревой присутствовали все обвиняемые и их адвокаты, а также 11 из более чем 300 потерпевших. В пятницу прокурор огласил обвинительное заключение в отношении одного из восьмерых подсудимых — начальника ГРОВД Рамазанова. Затем в деле был объявлен перерыв до 21 ноября.
Все подсудимые сейчас находятся под подпиской о невыезде, хотя защита потерпевших пыталась настоять на том, чтобы их взяли под стражу.
Адвокат Станислав Маркелов подавал соответствующее ходатайство судье «в связи с фактами давления и угрозы со стороны сотрудников милиции». Однако адвокаты ответчиков считают, что милиционеры никому не угрожали. А вот потерпевшие, настаивают они, милиционеров провоцировали. Как рассказал «Интерфаксу» адвокат Рамазанова Алексей Зеликман, в ходе проведенного разбирательства выяснилось, что потерпевший Кулаков, который заявил, что милиционеры ему угрожали, 10 ноября сам подошел к ним. Сотрудники уголовного розыска Благовещенского ГРОВД зашли в кафе пообедать, а Кулаков начал фотографировать их, не спросив на то разрешения.
По версии адвоката, недовольные милиционеры вежливо попросили надоедливого гражданина оставить их в покое.
«Предупреждение сотрудников милиции о недопустимости подобного поведения, на что они имеют законное право, Кулаков и его адвокат перевернули с ног на голову и, передернув факты, необоснованно представили их как давление и угрозу безопасности. Мы надеемся, что прокуратура даст этому соответствующую оценку», — говорит адвокат. Теперь прокуратуре, куда он обратился с рапортом, придется выяснить, как на самом деле развивалась ситуация. Повлияет ли это на дальнейший ход событий, неизвестно.
Дело против милиционеров было возбуждено после прошедшей в декабре 2004 года в Благовещенске милицейской спецоперации, жертвами которой стали местные жители. Потрепевшими были признаны 341 человек. Сначала башкирская милиция пыталась замять скандал, но правозащитники подняли шум на всю страну, и скоро о массовом избиении людей уже активно писала пресса. В конце декабря местная прокуратура по факту произвола милиции возбудила уголовное дело. Восемь милиционеров попали под суд, хотя до высоких должностей дело не дошло. Правда, в сентябре заместитель министра МВД республики Анатолий Смирнов, который лично руководил операцией, был отправлен в отставку указом президента. Еще раньше своей должности из-за «благовещенского дела» лишился прокурор Башкирии Михаил Зелепукин.
Стоит отметить, что до последнего времени в МВД России муссировался вопрос о снятии с должности самого министра внутренних дел Башкирии Рафаила Диваева по представлению управления Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу.
Однако теперь Диваев, видимо, снят не будет: как сообщили «Газете.Ru» информированные источники, 30 августа Рафаил Диваев прошел несколько раз откладываемую аттестацию в МВД России. Что касается обвиняемых милиционеров, то для них, считают правозащитники, дело, скорее всего, закончится условными сроками: осудив их, власти хотят просто замазать рот общественности.