Пол Волкер, руководитель комиссии по расследованию злоупотреблений в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», представил в Нью-Йорке свой окончательный доклад. Материалов о коррупции в Ираке за время расследования набралось на 623 страницы.
Комиссия распространила список более 2,2 тыс. компаний из 66 государств, уличенных в выплате взяток иракскому режиму за распределение выгодных контрактов в рамках программы ООН по восстановлению экономики Ирака. Всего в рамках программы ООН работало 4,5 тыс. компаний.
В документе указаны более 100 фамилий действующих и бывших госслужащих и бизнесменов со всего мира, в том числе и из России. Общая сумма взяток в рамках программы ООН, по оценкам комиссии, составила около $1,8 млрд.
По данным Волкера, взятки за лоббирование интересов Саддама Хусейна получали британский парламентарий Джордж Гэлловэй, бывший полномочный представитель Франции в ООН Жан Бернар Мэриме, экс-министр внутренних дел Франции Шарль Паскуа, лидер российской партии ЛДПР Владимир Жириновский, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Русская православная церковь, министерства иностранных дел и чрезвычайных ситуаций России, администрация президента и ее экс-руководитель Александр Волошин, а также ряд других высокопоставленных чиновников из различных стран.
Французский Banque Nationale de Paris (BNP), через счета которого проходили деньги от продажи иракской нефти, не раскрывал полную информацию о сделках, которые могли вызвать подозрение органов финансового контроля, отмечают эксперты комиссии Волкера.
Среди компаний в докладе упоминаются такие крупные концерны, как Exxon Mobil, DaimlerChrysler AG, Siemens, Weir Group и Volvo. В материалах комиссии приводятся подробности: менеджер DaimlerChrysler Вольфганг Денк в 2001 году выплатил иракским чиновникам 10% от суммы контракта на поставку в Ирак бронированных автомобилей.
При этом Волкер, представляя доклад, оговаривается, что «упоминание конкретной компании в докладе не обязательно означает, что она делала неправомочные платежи или даже просто знала о незаконных перечислениях средств».
Комиссия подчеркивает, что 30% нефтяных контрактов во время реализации программы «Нефть в обмен на продовольствие» были подписаны российскими компаниями. Российские концерны получили контракты на $19,3 млрд из $64, предусмотренных программой ООН.
В нелегальных платежах иракским чиновникам Волкер подозревает «Газпром», Lukoil Asia Pacific — дочернюю структуру концерна «ЛУКойл», ТНК, «Зарубежнефть», «Альфа-Эко».
«Мы осуществляли поставки нефти для американской армии», — заявили «Газете.Ru» в «ЛУКойле». Участие в программе «Нефть в обмен на продовольствие» представитель компании прокомментировать затруднился.
В докладе комиссии отмечается, что «самая большая часть нелегальных выплат проходила через посольство Ирака в Москве с марта 2001 года по декабрь 2002 года, когда иракскому режиму было незаконно переправлено более $52 млн».
Выводы комиссии Волкера носят рекомендательный характер. Использовать их или нет, будут решать правоохранительные органы государств, чиновники и компании которых указаны в докладе.
Компаниям из России наряду с их партнерами из Франции и Китая, которые тоже входят в Совет Безопасности ООН, уделяется особое внимание в докладе, потому что считается, что эти страны, в отличие от США и Британии, чаще нарушали санкции против Ирака, наложенные ООН в 1990 году после того, как иракские войска оккупировали Кувейт.
Но, как отмечает комиссия Волкера, американские компании тоже стремились извлечь выгоду из сложившейся в Ираке ситуации.
«Американские концерны находили возможность манипулировать программой «Нефть в обмен на продовольствие», — говорится в докладе Волкера. — Иногда они использовали для этого российские компании в качестве посредников».
«Иракский режим начал требовать дополнительных выплат за право торговать его нефтью через три года после начала программы, — говорится в докладе. — Но секретариат ООН, Совет Безопасности ООН, постоянные представительства государств при ООН, которые давали разрешение своим компаниям на участие в программе, бездействовали».
Разрешив Саддаму Хусейну торговать нефтью, руководители программы «Нефть в обмен на продовольствие» позволили ему самостоятельно подписывать контракты и выбирать партнеров, а также получать от них огромные взятки.
Иракский режим Саддама Хусейна получил $11 млрд за счет контрабанды нефти в обход гуманитарной программы ООН . «Это происходило с молчаливого согласия некоторых членов Совета Безопасности ООН», — подчеркивается в докладе комиссии Пола Волкера.
Самую большую взятку, согласно данным комиссии, дала малайзийская компания Mastek. В 2001–2002 годах она единовременно заплатила иракской SOMO, которая занималась продажей нефти, более $10 млн.