Защитников Антона Дреля, Елену Левину и Дениса Дятлева, представляющих интересы бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, реабилитировали. На заседании в четверг Совет Адвокатской палаты Москвы отказался удовлетворить представление Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, которая просила лишить защитников статуса адвокатов.
«Совет палаты единогласно признал правильным постановление квалификационной комиссии об отсутствии в действиях адвокатов признаков состава какого-либо дисциплинарного нарушения», — сообщил журналистам после заседания член Совета Генрих Падва. Он напомнил, что на заседании 21 октября девять из одиннадцати членов квалификационной комиссии не усмотрели в действиях Дреля, Левиной и Дятлева нарушений закона об адвокатуре и кодекса адвокатской этики.
«Это конечное решение. Возможные дальнейшие попытки регистрационной службы будут незаконными», — пояснил президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник.
«Я довольна, что, наверное, прекратят нервы мотать. Жизнь продолжается», — сказала Елена Левина корреспонденту «Газеты.Ru» после окончания заседания. Но она признала, что в том деле, в котором участвуют она и ее коллеги, «успокаиваться всегда преждевременно». «Я очень рад за своих коллег, хотя не сомневался, что так и будет», — обрадовался адвокат Юрий Шмидт, пояснивший «Газете.Ru», что сейчас он находится в Париже.
Вопрос о лишении статуса адвоката Шмидта будет рассмотрен только 17 ноября, поскольку защитник работает в Санкт-Петербурге, и решение должна выносить местная Квалификационная комиссия. Ранее заместитель президента городской адвокатской палаты Рушан Чинокаев не исключил, что эта дата не окончательная. «Для того чтобы обеспечить объективное рассмотрение этого вопроса, мы направили в судебные органы Москвы ряд запросов. Если до 17 ноября мы получим на них ответы, то вопрос будет рассмотрен квалификационной комиссией. В противном случае рассмотрение будет перенесено», — сообщил он РИА «Новости» в начале недели.
Делать прогнозы в отношении себя Шмидт отказывается. «Виновным себя не считаю, но не хочу оправдываться. Не хочу, чтобы мои слова расценивались как какое-то оправдание», — пояснил он.
Вероятнее всего, и Шмидт, который принимал участие в рассмотрении кассационной жалобы Ходорковского в Московском городском суде в качестве назначенного адвоката, сохранит свой статус. Как пояснил Резник на пресс-конференции в понедельник, Шмидт имел полное право не являться в суд, несмотря на запрос судей, поскольку адвокат может назначаться только в пределах одного субъекта, а Шмидт проживает не в Москве. Кроме того, запрос в адвокатские палаты о просьбе предоставить за счет государства защитника для представления интересов неимущего подсудимого должен быть анонимным — требовать участия какого-либо конкретного адвоката судьи не могут.
Обжаловать вынесенное сегодня решение или обратиться в суд с требованием лишить адвоката статуса, как это было в случае с еще одним адвокатом Ходорковского Ольгой Артюховой («Газета.Ru» подробно писала об этом), «Росрегистрация» или кто-либо еще не может. Президент адвокатской палаты Москвы пояснил, что по закону об адвокатской деятельности в новой редакции ведомство может обратиться в суд только в том случае, если Квалификационная комиссия вообще не вынесет никакого решения по представлению о лишении статуса.
Напомним, 23 сентября, на следующий день после вынесения решения Московским городским судом по делу Михаила Ходорковского, Генеральная прокуратура обратилась в «Росрегистрацию» с представлением о лишении адвокатского статуса Дреля, Левиной и Дятлева. По мнению прокуроров, защитники, которых вызвали в суд, не имели права отказываться от участия в процессе, несмотря на то что у них не было необходимого ордера на работу с подзащитным в этой инстанции, поскольку суд принял решение об их допуске к участию в процессе. Кроме того, сотрудники правоохранительного ведомства настаивали, что если адвокат заключил соглашение с подзащитным на представление его интересов хотя бы в одной инстанции, то должен это делать и в последующих инстанциях, что противоречит существующим нормам.
Поскольку у защитников не было необходимых соглашений и сам Ходорковский не просил их представлять его интересы, Дрель, Левина и Дятлев отказались участвовать в заседании. Суд все же согласился с позицией адвокатов и в «Росрегистрацию» никаких претензий по поводу действий защитников не предъявлял.