Ранее Мосгоризбирком уже окончательно утвердил списки большей части участников кампании – «Единой России», КПРФ, «Яблока», Партии Жизни, ЛДПР и «Народной воли» под руководством вице-спикера Госдумы Сергея Бабурина. Заминка в последний момент возникла с «Родиной» Дмитрия Рогозина. Ее сначала вроде допустили до кампании, но накануне юристов партии неожиданно вызвали в московскую комиссию для разбирательства. «Возникли серьезные вопросы к тому, как мы оформили избирательный залог для регистрации», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь Рогозина Лидия Михайлова. Нарушения в оформлении залога по нормам московского избирательного кодекса грозили «Родине» снятием с дистанции. Но на заседании в четверг Мосгоризбирком даже не стал поднимать этот вопрос: юристы комиссии в итоге пришли к выводу, что залог рогозинцев принять можно. Помимо «Родины» денежную сумму для регистрации внесли также «Яблоко», Партия Жизни и «Народная воля». Коммунистов, единороссов и жириновцев допустили беспрепятственно как партии, представленные в федеральном парламенте.
В четверг избирком столицы решал судьбу последних четырех участников забега – не самых известных, но решившихся на свой страх и риск подать на проверку собранные в свою поддержку подписи.
Таковыми оказались партия «Свободная Россия» (примечательна тем, что вторым номером в списке идет феминистка Мария Арбатова), Российская экологическая партия «Зеленые», Партия социальной справедливости (лидер списка – левый политик Алексей Подберезкин) и Социал-демократическая партия. Последнюю, лидером которой, кстати, еще не так давно был экс-президент СССР Михаил Горбачев, в итоге не зарегистрировали. Правда, Горбачева в партии уже давно нет, и первым номером в списке шел бизнесмен Владимир Кишенин. Избирком, проверив подписи, счел, что среди них слишком много недостоверных.
В итоге число претендующих на 20 мест в Мосгордуме партий составит ровно десять. Чтобы попасть в парламент, им предстоит преодолеть 10-процентный барьер. Сразу после окончания регистрации избирком провел жеребьевку мест в избирательном бюллетене.
Первым номером в списке будет КПРФ во главе с заместителем Геннадия Зюганова депутатом Госдумы Иваном Мельниковым. «Единая Россия», чей список возглавляет московский мэр Юрий Лужков, оказалась восьмой, объединенный список демократов на базе «Яблока» — четвертым, а замыкают бюллетень «Родина» и ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским.
Судьба еще пятнадцати депутатских мест решится в одномандатных округах.
Согласно опросам, которые в начале октября проводил аналитический центр Юрия Левады, лидером гонки является «Единая Россия» — ее готовы поддержать 34% от тех, кто точно собирается прийти на избирательные участки, на второе место претендуют «Родина» с 16%, «Яблоко» (16%) и КПРФ (12%). Другие партии не преодолевают барьер. Примерно на такие результаты рассчитывают и в основных партиях. «Действительно, мы ожидаем, что «Единая Россия» наберет 35–40%, «Родина» может стать второй, мы третьими, а при благоприятном раскладе и вторыми», — сказал «Газете.Ru» сотрудник объединенного избирательного штаба «Яблока» и СПС. С ним согласны и конкуренты – реальный рейтинг «Единой России» в штабах других оппозиционных партий оценили от 28 до 34%, а кроме нее, в Думу, скорее всего, пройдут еще одна-две партии.
Хотя официальная стадия агитации начнется только за месяц до дня голосования — с 4 ноября, оппозиция уже начала рассказывать о многочисленных фактах нарушений в ходе кампании. По этому поводу в четверг состоялись сразу две пресс-конференции. «Исполнение административного ресурса уже сейчас ощущается в полной мере», — сообщил на одной из них журналистам представитель «Яблока» Андрей Бузин. Бузин – один из трех активистов Общемосковского координационного совета — структуры, в которую объединились «Яблоко», КПРФ и СПС «для совместных действий, направленных на обеспечение законности при проведении выборов в Мосгордуму».
Главный вывод, к которому пришли оппозиционеры: «Единая Россия» ведет тотальную агитацию через огромную империю городских, межрайонных и районных газет, частично финансируемых из бюджета.
Муниципальных и контролируемых московским правительством изданий в городе порядка 150, все они выходят многотысячными тиражам, распространяются бесплатно, а потому доходят до каждого избирателя. По словам Бузина, в этих СМИ до половины и более материалов так или иначе связано с «Единой Россией» и ее кандидатами в одномандатных округах, в то время как другие партии для агитации в муниципальных газетах не допускаются. Кроме того, заявил представитель «Яблока», «территориальные и окружные избирательные комиссии активно пополняются сотрудниками муниципалитетов, зависимых от мэрии», а со стороны самой «Единой России» зафиксированы случаи подкупа.
В частности, Бузин сообщил, что в московском районе Левобережный инвалидам выдали бесплатное постельное белье в упаковке с символикой «Единой России» и прилагавшимися к нему агитационными буклетами в пользу кандидатов-единороссов в одномаднатных округах.
На другой пресс-конференции лидер московского списка Партии жизни Ирина Рукина обвинила «Единую Россию» в том, что участвующие в ее предвыборном списке префекты трех округов города Москвы — Северного, Северо-Западного и Юго-Восточного продолжают исполнять свои обязанности, несмотря на то что должны были еще 9 октября уйти в предвыборный отпуск. Кроме этого, и Рукина, и представители КПРФ, «Яблока» и СПС практически в один голос пожаловались, что в Москве невозможно распространять листовки, потому что к агитаторам немедленно подходят милиционеры и требуют прекратить свою деятельность.
Третий номер в списке «Единой России» Андрей Метельский заявил в ответ «Газете.Ru», что все эти обвинения не соответствуют действительности. «Это какая-то фобия наших оппонентов, мы не пользуемся и не хотим пользоваться никаким административным ресурсом, он нам не нужен, потому что мы осознаем, что «Единая Россия» самая сильная, — уверен Метельский, — а что касается муниципальных газет, то Партия жизни и «Родина», например, издают свои». Метельский также опроверг факты подкупа избирателей, предложив оппонентам обратиться с доказательствами в Мосгоризбирком и суд.