Родственники Виталия Калоева, приговоренного в среду к восьми годам каторжной тюрьмы за убийство диспетчера швейцарской компании Skyguide Петера Нильсена, возмущены строгостью судейского решения. Племянница осужденного Лияна рассказала в среду вечером агентству ИТАР-ТАСС, что его семья «в шоке от вынесенного швейцарским судом приговора». По ее мнению, он крайне жесток. «Cестра Виталия Зоя пережила сегодня вторую трагедию и теперь находится в состоянии аффекта. Она не в состоянии ни с кем разговаривать, — рассказала Лияна. — Виталий стал еще одной жертвой компании SkyGuide в нашей семье». «Члены нашей семьи пребывают в полной растерянности. Мы не ожидали, что приговор будет таким жестоким, и никто из нас пока не знает, что делать дальше», — добавила она.
Старший брат осетинского архитектора Виталия Калоева Юрий настроен более решительно. Он назвал приговор «судебным фарсом».
Главной ошибкой суда, по его мнению, стало то, что «cудьи не учли его тяжелое состояние, состояние аффекта», заявил он после заседания. Виталий Калоев неоднократно заявлял, что он хотел лишь «услышать извинения» от компании SkyGuide и диспетчера Петера Нильсена, виновника авиакатастрофы над Боденским озером в июле 2002 года, в которой погибли двое детей и жена архитектора. Теперь справедливости, по-видимому, будет искать его брат Юрий. «Родственники погибших в авиакатастрофе в Иберлингене были бы рады, если бы сегодня судили представителей авиадиспетчерской службы SkyGuide, а не Виталия», — подчеркнул он. Если бы виновные были своевременно наказаны, то «не было бы этой трагедии (убийства авиадиспетчера), не судили бы сегодня Виталия Калоева». Уже после приговора, выйдя из здания суда, Юрий Калоев вытащил из папки фотографии и позвал тележурналистов взглянуть на то, что увидел его брат 2 июля 2002 года в Иберлингене, на месте катастрофы. На фотографиях были тела мертвых детей. Брат осужденного отметил, что эти фотографии никогда не публиковались. «Покажите это, — сказал он телевизионщикам. — А этот суд — не более чем фарс».
Особенно сильно Юрий Калоев возмущен тем, что судьи «оспаривают выводы судебно-психиатрической экспертизы».
Чуть позже в эфире радиостанции «Эхо Москвы» он заявил о намерении обжаловать приговор, вынесенный его брату. «Апелляция уже готова», — отметил он.
О готовящемся ходатайстве заявили и защитники Калоева. Как сообщил адвокат Маркус Хуг, окончательное решение будет принято в четверг. По швейцарским законам приговор может быть обжалован в течение десяти дней со дня вынесения.
Как пояснил российский адвокат Калоева Владимир Сергеев, удивляет то, что суд квалифицировал убийство диспетчера как умышленное, а не совершенное в состоянии аффекта. «Вызывает сомнение хотя бы то обстоятельство, что председательствующий судья, будучи юристом, а не медиком, опровергал результаты судебно-психиатрической экспертизы, что, с моей точки зрения, не то чтобы некорректно, а несколько за гранью разумного», — отметил он. По словам Сергеева, из двух психиатрических экспертиз Калоева судьи выбрали ту, которая их «априори устраивает, а другую опровергли», сообщает РИА «Новости». «Результаты экспертизы показали, что Калоев долгое время находился в психотравмирующей ситуации, и тот день, 24 февраля (2004 года, день убийства диспетчера), вполне можно было бы расценивать как ситуацию, близкую к состоянию аффекта», — отметил защитник.
Разочарован решением швейцарского суда и президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров. «У меня полное разочарование. Мы вчера (во вторник) слушали так называемые дебаты, и уже тогда зародилось сомнение в том, что идет учет не всех обстоятельств», — заявил Мамсуров в Цюрихе после оглашения приговора, сообщает «Интерфакс».
«После этого приговора SkyGuide может спать спокойно. Калоев будет в тюрьме, а Нильсена со всеми грехами SkyGuide больше нет», — возмутился Мамсуров.
Президент также отметил, что планирует более тщательно изучить приговор. «Получим письменное решение суда и тогда будем его подробнее анализировать», — подчеркнул глава Северной Осетии, который приехал в Швейцарию как частное лицо для поддержки своего земляка.
Oбвинение считает приговор «слишком мягким». Как сообщил прокурор Ульрих Ведер по окончании судебного процесса, обвинение недовольно решением суда: «Это слишком мягкий приговор, ведь фактически речь должна идти о более серьезной квалификации злодейского убийства», — утверждает он. На прениях сторон прокурор Ведер говорил, что Виталий Калоев наносил удары ножом с такой силой, что лезвие длиной 10 см вонзалось в тело потерпевшего Нильсена на глубину 16 см. «Здравый рассудок не допускает никакого сомнения, что решение об убийстве было принято по крайней мере еще в Москве или по приезде в Цюрих», — заключил Ульрих Ведер. Но будет ли обвинениe обжаловать приговор, пока неизвестно.
Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев согласен, что этот приговор очень мягкий, и считает, что России следует согласиться с ним. По словам депутата, учитывая улики, имеющиеся против Калоева, и все материалы дела, «данный приговор — это минимально возможное наказание с учетом тяжести обвинения».
Суд над Калоевым и приговор вызвал резонанс и в немецких СМИ. «Преступник или жертва?» — озаглавил заметку автор газеты Neue Zuercher Zeitung. Другие СМИ отмечают, что суд, если учесть тяжесть преступления, отнесся к обвиняемому довольно мягко. Судья будто бы попытался понять его, еще в первый день слушаний задавал вопросы о национальных особенностях осетин, о том, как Калоев чувствует себя после катастрофы. Калоев, сообщает издание, был мрачен и немногословен. В конце концов суд дал архитектору возможность извиниться перед семьей убитого диспетчера, ведь он сам искал извинений. Калоев отказался, он так и не признал свою вину.
Как сообщает «Коммерсантъ», только в самом конце суда, в последнем слове, Виталий Калоев смог произнести эти слова:
«Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсена. Мне это очень тяжело, но я делаю это. Я все равно морально выше SkyGuide и Нильсена». По мнению швейцарских СМИ, извинения прозвучали «слишком поздно».
Сейчас Mинистерство юстиции России ждет, когда приговор вступит в силу. После этого можно будет предпринять конкретные шаги по делу Калоева, заявили «Интерфаксу» в центре общественных связей министерства. «Вынесенный в среду приговор еще не вступил в законную силу, скорее всего, он будет обжалован, о чем уже заявили адвокаты Калоева», — сказал в среду вечером официальный представитель Минюста. Ранее директор департамента международного права и сотрудничества Минюста России Саак Карапетян заявил, что Россия будет добиваться передачи Калоева для отбывания наказания на родине в случае его осуждения в Швейцарии.
А председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что было бы логично обжаловать приговор Виталию Калоеву в Европейском суде по правам человека. По его мнению, хотя и «с большой долей условности», но все же «можно говорить о косвенной вине швейцарского государства» в совершении Калоевым этого преступления. «Если бы швейцарские власти более оперативно решали вопросы, реагировали на произошедшую с башкирским самолетом трагедию, второй трагедии — убийства — вполне могло бы не быть», — заметил депутат.