Российские разработчики антивирусных компьютерных программ отмечают резкий всплеск активности спам-индустрии (незаконная рассылка электронных сообщений, в основном содержащих навязчивую рекламу) в российском фрагменте сети интернет (рунет) в начале октября 2005 года.
Захламление электронной почты ненужными сообщениями все больше заботит российские и западные компании, обслуживающие почтовые серверы. Спам уже много лет считается одной из самых серьезных проблем информационной безопасности. В Америке сотрудники крупных корпораций, работающие с компьютерами, ежедневно получают на свои почтовые ящики тысячи рекламных писем.
В России ситуация не лучше. Многие люди вынуждены менять свои почтовые адреса и даже серверы, имеющие услуги бесплатной электронной почты, только для того, чтобы избавить себя от необходимости каждый день разбирать свою почту – выбирая два-три нужных письма из сотен рекламных предложений. Среднегодовой доход российских спамеров эксперты оценивают в $2 млн, а ущерб от нежелательных рассылок — в 850 млн рублей. Такое положение дел не устраивает никого, кроме спамеров.
В 2005 году всплеск активности спамеров оказался неожиданно резким. Первые дни октября дали прирост спама в 1,5 раза по сравнению с показателями конца сентября. Объем спамерского трафика вырос до 80–85% от общего почтового трафика (в среднем по рунету на бесплатных почтовых сервисах этот показатель может доходить до 90%) при 70–75%, которые он составлял летом и в начале сентября.
Эксперты в области систем информационной безопасности призывают владельцев электронных почтовых ящиков не паниковать и объясняют активизацию спамеров сезонными факторами.
«Начало осени — это традиционный сезонный всплеск рекламной активности, причем не только в электронных средствах коммуникации, но и в традиционных печатных СМИ, на телевидении, — пояснила «Газете.Ru» руководитель группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского» Анна Власова. — Рекламная деятельность спамеров — это не исключение. Каждую осень в почтовых потоках рунета наблюдается всплеск спама с предложениями различных товаров и услуг».
По мнению экспертов, сезонный всплеск спама объясняется тем, что люди, приехавшие из отпусков, не полностью включились в рабочий процесс и по-прежнему имеют желание потратить свои деньги. Эти рассылки рассчитаны именно на таких людей.
Качественная сторона российских спам-писем не изменилась. Это, как и раньше, сообщения с темами «курсы американского английского» и «грузоперевозки», известными почти всем обладателям электронных адресов. Изменилось только количество таких сообщений.
Но владельцы электронных ящиков могут быть спокойны, — уверены спам-аналитики. По прогнозам экспертов, количество спама в российском интернете уменьшится в ближайшее время.