Украинский кабинет министров уже бьет рекорды по длительности его формирования. Новый премьер и президент вдумчиво подошли к строительству первого с момента победы «оранжевых» аполитичного правительства. Последние портфели раздают маленькими порциями по одному-два. Не дожидаясь назначения всех министров, премьер Юрий Ехануров уже совершает рабочие поездки, а президент Виктор Ющенко решил провести с недоформированным кабмином совещание.
На вечер среды вакантными остались всего два портфеля – министров юстиции и здравоохранения. Причем, по всем прогнозам, нынешний министр здравоохранения Николай Полищук сохранит свой пост. Сам он тоже настолько в этом уверен, что решил прийти сегодня в дом правительства на работу. Правда, на заседание еще не назначенного министра не пустили, и ему пришлось отправиться домой.
Заседание началось с представления еще пары новых назначенцев свежеиспеченного кабмина. Это были вице-премьер Юрий Мельник, который будет ведать аграрными вопросами, а также министр культуры и туризма Игорь Лиховой. Бывший директор заповедника Великого Кобзаря в Каневе сменил на посту министра культуры Оксану Билозир. Эстрадная певица и подруга президентской семьи не оправдала ожиданий и успела стать, пожалуй, самым скандальным министром культуры в новейшей истории Украины.
Перед министрами президент выступил с набором жестких требований, основанных на анализе работы прежнего кабинета. Главное, что он хотел от министров, – чтобы они не были политиками. «Заповедь номер один: я очень хотел бы видеть аполитичное украинское правительство. Иными словами, ни один из вас не должен заниматься партийной деятельностью, партийным строительством», — сказал наученный горьким опытом президент. Президент пояснил, что министры могут быть членами партий, но не должны использовать для этих партий министерские полномочия: «Очевидно, повредило прежнему правительству, когда очень часто служебные кабинеты путались с партийными кабинетами, когда очень часто служебная деятельность перерастала в деятельность по подготовке к выборам». Особое предупреждение президент выдал министрам-силовикам. «Особенно касается этот вопрос министров силового характера — забыть, что для вас существует политика. Между этими строками попробуйте прочитать то, что я хотел сказать, но при таком количестве СМИ сказать не могу», — угрожающе произнес президент.
Отныне на Украине запрещается и лоббировать какие-либо корпоративные интересы, и влиять на судебную ветвь власти, в общем то, с чем не смог мириться экс-госсекретарь Александр Зинченко.
«Я подчеркиваю, что никто не должен иметь внештатных отношений, которые вытекают из корпоративных или партийных интересов, и влиять на судебную ветвь власти. Никто не имеет права указывать перстом судье или дергать генпрокурора в одну или другую сторону», — сказал Ющенко.
И вообще, глава государства попросил министров вести себя потише и свести до минимума контакты с прессой. «Чтобы после заседания правительства министр не бежал на телевидение и не говорил свое несогласие или особую точку зрения. Я не говорю, что министр не может иметь свою точку зрения. Но если он не может с ней расстаться — заявление на стол и идите к прессе».
Ющенко посоветовал министрам, отвернувшись от телекамер, повернуться лицом к бизнесу в собственной стране. Он раскритиковал деятельность предыдущего правительства, отметив, что, «получив львиную поддержку бизнеса на майдане, действия правительства стали непонятными для этого бизнеса». По его словам, нужно срочно исправить отношения с бизнесом, которые за прошедшие семь месяцев работы правительства Юлии Тимошенко не улучшились. А для этого надо решить проблемы с налогами, таможенной политикой, свободными экономическими зонами, землями под строительство и регистрацией предпринимательской деятельности. Кроме того, президенту не нравится то, что в обсуждении проблем бизнеса не участвуют целые министерства, а решения принимаются непрозрачно, и они часто непонятные. «Мы проигнорировали один из святых постулатов работы правительства — прозрачность принятия решений, их ясность!» — возмущался президент.
После заседания кабинета Юрий Ехануров выглядел озабоченно.