Основной причиной проблем с теплоизоляционной пеной, которые возникли во время недавнего полета шаттл Discovery, возможно, стала нерадивость рабочих. Эту версию в интервью агентству AP высказал во вторник новый руководитель программы Space Shuttle Уэйн Хейл. Старт челнока в конце июля этого года показал, что более двух с половиной лет и $1 млрд, затраченный NASA на модернизацию системы, не смогли полностью решить главной проблемы – отпадающих от топливного бака кусков термоизоляционной пены. Из-за такого куска в 2003 году погиб челнок Columbia, а несколько небольших кусков пены повредили и шаттл Discovery. Но сейчас специалисты пришли к мысли, что деньги и время, видимо, были потрачены не зря.
С технической точки зрения модернизация была проведена правильно, считают в агентстве, но сказался так называемый человеческий фактор.
По словам Хейла, техники могли случайно повредить секцию теплоизоляционной пены, отчего та и откололась от топливного бака во время старта.
Хейл пояснил, что «к теплоизоляционной пене нельзя прикасаться после того, как она нанесена, но это было сделано». Во время работы по модификации топливного бака на заводе Michoud рабочие используют специальные пластмассовые ножи, чтобы удалять лишнюю пену с соседних участков. Возможно, именно в ходе такой операции они немного повредили запененную секцию, и во время старта секция откололась от бака. Есть и еще одно предположение.
По словам Хейла, кто-то из рабочих мог просто облокотиться или дотронуться до участка пены, она надломилась, что привело к конечному результату – от стартовых перегрузок она отпала, повредив при этом термоизоляционные плитки шаттла.
Представитель компании Lockheed Martin, которая занимается изготовлением топливных баков для шаттлов, подтвердил эти рассуждения Хейла. Более того, по его словам, нанесение повреждений рабочими – основная рассматриваемая версия. Как раз сейчас инженеры агентства и компании работают над тем, чтобы удостовериться в истинности этих предположений. На этой неделе топливный бак, наконец, смогли перевезти с мыса Канаверал на завод Michoud, который расположен в предместьях Нового Орлеана (поездка до сих пор откладывалась из-за урагана «Катрина», обрушившегося на этот город), и эксперты приступили к более детальному анализу повреждений.
Хейл вновь подчеркнул, что шаттл не полетит, пока агентство не решит проблему с теплоизоляционной пеной, но выразил уверенность, что это произойдет уже весной 2006 года.
Недавно назначенный руководитель программы Space Shuttle добавил, что ремонтные работы сильно задержали ураганы «Катрин» и «Рита»: отставание от первоначального графика составило три месяца. Тем не менее, как сказал Хейл, еще недавно он думал, что шаттлы не смогут полететь вплоть до конца 2006 года, но успешные действия инженеров агентства развеяли его пессимизм. «Сейчас мы работаем, исходя из того, что запуск состоится весной», — сообщил представитель NASA. Впрочем, точной даты (хотя бы месяца старта) Хейл называть не стал.