«Активы ЮКОСа мы рассматриваем через призму того долга, который сформировался у ЮКОСа перед «Юганскнефтегазом» в 2004 году, когда с августа по декабрь ЮКОС забирал всю нефть и не заплатил ни копейки», — заявил Сергей Богданчиков на пресс-конференции в Южно-Сахалинске, добавив, что «Роснефть» намерена взыскать с ЮКОСа долги в денежной форме. По его словам, задолженность ЮКОСа за эту неоплаченную нефть составила около $3,5 млрд.
Предпочтительность денежных выплат президент «Роснефти» объяснил нежеланием «быть связанными по рукам вопросом, какие активы нам забирать».
Участники рынка, несмотря на слова Богданчикова, продолжают считать «Роснефть» наиболее вероятным кандидатом на покупку или получение за долги активов ЮКОСа — «Томскнефти», «Самаранефтегаза» и ряда нефтеперерабатывающих заводов.
«Юганснефтегаз», проданный за долги ЮКОСа в декабре 2004 года и перешедший под контроль «Роснефти», уже давно судится со своим бывшим владельцем. Но никаких денег от ЮКОСа «Роснефть» до сих пор не получала.
И эксперты сомневаются, что это когда-нибудь произойдет, так как налоговая задолженность ЮКОСа оценивается в $10,4 млрд, а долг перед банками-кредиторами — $1,15 млрд.
«Очевидно, заявление Сергея Богданчикова — популистское: все понимают, что денег от акционеров ЮКОСа «Роснефть» не получит, потому что первоочередными кредитором компании выступает государство и банки, а потом уже госкомпания», — считает Игорь Васильев, аналитик по нефти и газу компании Financial Bridge.
Заставляет сомневаться в словах Богданчикова и решение московского арбитражного суда, который во вторник привлек кипрскую компанию Hulley Enterprises, через которую инвестиционная группа МЕНАТЕП владеет 49% акций ЮКОСа, ответчиком по иску «Юганскнефтегаза». Слушания перенесены на апрель 2006 года, и никто не сомневается в успехе «Роснефти».
«Рост котировок акций ЮКОСа в последние дни многие участники рынка связывают с решением арбитража по иску «Юганскнефтегаза». Структуры «Роснефть» могли заняться покупкой 1,5–2% акций ЮКОСа, чтобы после получения акций, которые сейчас принадлежат Hulley, у них оказался контрольный пакет», — рассуждает Майкл Бобошко, руководитель департамента по торговле акциями FIM Securities.
По словам, Бобошко, теоретически нефтеперерабатывающие заводы ЮКОСа могут быть интересны и другим нефтяным компаниям – таким как «Сургутнефтегаз», у которого наблюдается недостаток переработки нефти, или «Газпром».
«Но слабо верится в то, что активы ЮКОСа достанутся кому-то другому, кроме «Роснефти», у которой есть все рычаги давления, чтобы заполучить компанию», — говорит эксперт.
В то же время рост акций ЮКОСа на рынке не выгоден «Роснефти». Госкомпания рассчитывает получить активы опальной нефтяной компании по минимальной цене. «Повышение капитализации ЮКОСа противоречит планам Богданчикова, — считает аналитик группы компаний AVK Михаил Бакулев. — Он делает заявления, чтобы сбить котировки, но большинство игроков на рынке не воспринимают их всерьез».
Последнее заявление Сергея Богданчикова противоречит его собственным словам о планах увеличить капитализацию «Роснефти» с нынешних $30 млрд до $100 млрд к 2015 году, а объемы добычи нефти с 75 млн тонн до 136 млн тонн (за тот же период).
«Добычу «Роснефть» не сможет увеличить просто так – для этого необходимы приобретения. И активы ЮКОСа сейчас самые привлекательные для этих целей. Других свободных компаний просто нет – вряд ли частные акционеры просто так их уступят «Роснефти», — уверен Игорь Васильев из Financial Bridge.