«Выходные получились – отстой. Поехали с пацанами в Тихуану, там такое шоу есть – баба трахает коня. Приехали, а там – баба, конь… И не она его, а он ее… И коню как-то нехорошо, и бабе тоже…». Начавшись с грубостей, фильм не остановится до самого конца, некоторые из них смешны, некоторые – ужасны, но было бы несправедливо считать, что «40-летний девственник» лишь этим и исчерпывается.
За историей раздевичивания трогательного неудачника скрывается занимательная сага о настоящем Супергерое – точнее, о дневной стороне его жизни.
Итак, кладовщик магазина электроники Энди получил приглашение от коллег поиграть вечерком в покер. Разговор быстро перешел на женщин – что, конечно, вранье, о женщинах за покером говорят только в кино, в жизни говорят о машинах. Ну, допустим. Очень скоро собеседники Энди сообразили, что этот запинающийся хмырь, болтающий о своих победах, – самый настоящий девственник, и решили ему помочь. История превращается в цепь попыток Энди добиться сексуальной привлекательности, натренироваться на пьяных девках из баров и обрести счастье со сверстницей из магазина напротив.
Слегка гипертрофированное жизнелюбие и искренняя симпатия создателей картины ко всем, даже эпизодическим героям сообщают фильму определенный уют: кража фабулы «Американского пирога» поколением отцов совершена на лихом кураже. Детям – сцены с эпиляцией растительности на груди и безуспешными попытками надеть презерватив, взрослым – комические скетчи соблазнения по рецепту товарищей и знакомство героя с порнографией, обставленное в духе «9 1/2 недель»
Однако всего этого могло бы и не хватить для кассы в 100 миллионов, которую сделал «40-летний девственник». Для этого понадобилось нечто большее.
Сэкономив массу сил, денег и времени на женщинах, сорокалетний девственник отдался коллекционированию. Полки в его квартире уставлены фигурками героев комиксов, на стене – постеры к «Носферату» и прочей классике, почетное место в квартире занимает игровая приставка. Мужик заправляет майку в брюки, заикается когда говорит с девушками, но, будучи переведен из кладовщиков в продавцы, быстро добивается успеха. Если присмотреться, получается, что ни одна девушка за весь фильм ему не отказала – просто мешали неудачные обстоятельства.
По сути, Энди – воплощенная дневная сторона Человека-паука, Супермена и прочих героев, вынужденных таиться под маской заурядности. Энди – это Капитан Девственность, супергерой комикса об очередном защитнике человечества, так и не дождавшийся обретения волшебного дара, фигура трагическая и значительная.
Капитан Ахав, проглядевший в волнах Моби Дика, Люк Скайуокер, окончивший жизнь простым батраком.
Терзаясь своей непохожестью, Энди продает игрушки, чтобы открыть свой собственный магазинчик бытовой электроники и находит покой и сексуальную разрядку с пошлой нервической теткой в исполнении глубокоуважаемой Кэтрин Кинер. Консумеризм победил трагедию и поиск предназначения. Стоило ли оно того?..
Понятно только, что несколько эпизодов картины, поставленной продюсером безумного «Телеведущего» Джаддом Апатоу, вполне могут скомпенсировать раздражение от похабных чрезмерностей. Во всяком случае, танцевально-музыкальный номер в финале, прославляющий счастье любви и соития, напомнит одновременно фильм «Иисус Христос — суперзвезда» и «Зиту и Гиту» — удивительно уместное сочетание.