Изучив отчет аудиторской компании KPMG, проводившей анализ финансовой деятельности банка, следователи германского контрольного агентства BaFin не нашли оснований для применения санкций к Commerzbank и его топ-менеджерам.
Вместе с тем эксперты BaFin отмечают, что деятельность сотрудников банка не всегда «соответствовала требованиям законодательства по борьбе с отмыванием денег в период с 1996 по 2001 год».
«Контроль за операциями Commerzbank в Центральной и Восточной Европе не был достаточно тщательным. Банк не проявлял бдительности при сборе информации о своих деловых партнерах. Надзор за сотрудниками был необоснованно слабым. Это увеличило степень рисков финансовых операций».
«Я даю гарантию, что менеджмент Commerzbank сделает все, чтобы улучшить систему контроля за операциями и корпоративную структуру», — пообещал властям исполнительный директор банка Клаус Петер Мюллер.
Пресс-секретарь BaFin Соня Ханенберг заявила, что Commerzbank сделал правильные выводы из решения органов финансового контроля. «Мы убеждены, что Commerzbank очень серьезно относится к выводам следствия. BaFin завершило разбирательство по делу об отмывании денег. Нет сомнений, что Commerzbank проведет все необходимые реформы в соответствии с его результатами».
Следователи BaFin совместно с прокуратурой Франкфурта проводили расследование дела о возможной причастности Commerzbank к отмыванию денег в ходе приватизации российской телекоммуникационной компании «Телекоминвест», основанной министром связи и информации России Леонидом Рейманом.
С 1996 по 2001 год в структуру Commerzbank на правах дочерней компании входил First National Holding (FNH), зарегистрированный в Люксембурге. Эта компания — крупный акционер «Телекоминвеста».
Позднее выяснилось, что FNH принадлежит Джефри Гальмонду — владельцу инвестиционного фонда Ipoc International Growth, зарегистрированного на Бермудских островах. Commerzbank мог выступать прикрытием для операций Гальмонда, посчитали немецкие следователи.
Бермудский фонд широко известен в России. Представители Ipoc, подозреваемого в аффилированности к «Телекоминвесту», утверждают, что российский инвестиционный консорциум «Альфа-групп» незаконно приобрел 25,1% акций «МегаФона» в августе 2003 года. В свою очередь противники Ipoc обвиняют представителей фонда в отмывании денег.
Разбирательства между Ipoc и холдингом «Альфа-групп» по поводу спорного пакета акций «МегаФона» идут в судах России, Виргинских и Бермудских островов, Швеции и Швейцарии.
Несмотря на то что органы финансового контроля отметили слабость системы контроля за финансовыми операциями в Commerzbank, топ-менеджмент банка продолжает отрицать все обвинения в причастности к конфликту Гальмонда и «Альфа-групп». По словам Клауса Петера Мюллера, подобные подозрения «совершенно беспочвенны».