Пол Маккарти, современный американский художник, уже много лет занимается деконструкцией современных мифов. Кто ей, в сущности, только не занимается — проходу нет уже от «Плохих Сант» и действительно гадких утят, но шестидесятилетний Маккарти и здесь находит интересные ходы.
У него открылась выставка в Лондоне, в галерее «Уайтчепел» и в большом сарае рядом с галереей. Это не просто выставка, это тематический парк, а точнее, тематический балаган.
Внутри галереи представлена мастерская, которая должна продемонстрировать способ мышления, эдакий слепок мозга художника. Стены заляпаны красным кетчупом, на почетном месте стоит статуя — восковой автопортрет с красным носом и огромным тесаком за поясом — в виде повара-пирата, на совсем почетном месте лежит механическая свинья — на редкость отвратительное, анатомическое зрелище. Свинья дышит и повизгивает. Эскизы и небольшие скульптуры пиратов, парусные корабли, всякая подготовительная работа к основной части экспозиции должны, по словам кураторов галереи, символизировать желание художника направить в безопасное русло последствия некоей травмы.
Какой травмы — не сообщается. Может быть, в детстве его похитили пираты? Известно, что некогда Маккарти использовал пенис вместо кисти, но вроде бы к травмам это не привело…
Но основная часть экспозиции — в старом промышленном ангаре рядом с галереей. Называется это произведение современного искусства «Карибские пираты» и навеяно, очевидно, тематическим парком в «Диснейленде», «Пиратами Карибского моря».
Это тоже «Диснейленд». Гигантский динамический макет фрегата, небольшая лодка, необитаемый остров, на котором пираты ловят свиней и берут пресную воду, тридцать буканьеров (флибустьеров, корсаров, каперов, морских разбойников, убийц и насильников), их шлюхи и свиньи.
Пираты — это очень весело и симпатично, те, кто не был в диснеевском парке аттракционов, видел, без сомнения, фильм с Джонни Деппом в главной роли.
Маккарти неделикатно напоминает, что пираты — это кровь, насилие, злонамеренное безумие и сексуальный дебош. Пираты в свободное от убийств и грабежей время устраивают оргии. Те, кому не хватает женщин (а женщин вечно не хватает), насилуют свиней (козы тоже годятся). Те, кому свиньи не интересны, развлекаются по-всякому: очевидно же, что такая хаотическая и насильственная среда, как знаменитые грозные пираты Карибского моря, должны были привлечь многих садистов — об этом писал еще классик пиратской литературы и главный источник пиратской романтики Рафаэль Сабатини. В итоге мы можем увидеть связанных, избитых людей с отрубленными руками.
Там же показывают и фильм, снятый Маккарти и его присными здесь же, с использованием инсталляции в качестве декораций. Фильм этот мрачен, полон балагана и гротеска.
Частично он реконструирует сцены из багдадской тюрьмы Абу-Грэйб, издевательство над заключенными, одетыми, правда, не в целлофановые мешки, а в те же смешные тельняшки, камзолы и треуголки, что и их мучители.
Но это сравнение недостаточно сильное: фокусы в Абу-Грейб были бескровными и сравнительно безопасными. А пираты своих пленников резали ножами и вешали на реях, если, конечно, не было возможности получить за них выкуп. О том, что они делали со свиньям, и говорить не хочется.