Российские власти рассматривают очередную кандидатуру на должность главы посольства в Белоруссии.
Сообщение, что российскую дипмиссию в Минске может возглавить 68-летний помощник председателя правительства Геннадий Фадеев, пока официально никем не подтверждено. Информация в прессу попала из неофициального источника. По его словам, кандидатура Фадеева вполне устраивает и белорусские власти.
Дипломатические круги Белоруссии также считают кандидатуру вполне приемлемой.
«В Минске уверены, что в случае принятия Москвой такого решения белорусская сторона без промедления выдаст Фадееву необходимый агреман (согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы дипломатического представительства. — «Газета.Ru»)», — уверяет источник. И отмечает, что кандидатура бывшего саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, который, еще не успев приехать на новое место работы, сделал несколько скандальных заявлений, на пост посла России в Белоруссии уже не рассматривается.
МИД России информацию пока не комментирует.
Как заявили «Газете.Ru» в ДИП министерства, «комментарии появятся в соответствующее время. Пока же официальным послом России в Белоруссии является Блохин Александр Викторович».
Не знают ничего о возможном назначении и в дипломатических кругах в Минске.
В таком неопределенном положении российская дипмиссия в Минске находится уже более двух месяцев. Назначенный послом в Белоруссии бывший саратовский губернатор Дмитрий Аяцков так до Минска и не доехал. В Белоруссии его ждут с 29 июля. Как в российском, так и в белорусском внешнеполитических ведомствах последовательно заявляли, что прибытие нового посла Дмитрия Аяцкова в Минск отложено в связи с необходимостью дополнительной проработки ряда актуальных вопросов сотрудничества между двумя странами. Однако всем было ясно, что причиной отсрочки прибытия Аяцкова стали его высказывания на пресс-конференции в Саратове, где он дал довольно недипломатичную оценку деятельности президента Белоруссии Александра Лукашенко.
В ходе пресс-конференции бывший саратовский губернатор заявил, что «трудно сломать режим Лукашенко, очень трудно, он очень крепко стоит на ногах». «Конечно, ему нужно в себе переломить главное: Россия — это Россия, а Белоруссия — это Белоруссия; Путин — это Путин, а Лукашенко — это Лукашенко, — высказался Аяцков на прощальной встрече с журналистами в Саратове. — И он ни в коем случае не должен дуть щеки, что вот он давно там работает и кто-то ему там должен быть на посылках».
В Белоруссии не стали скрывать, что посол, позволяющий себе такие высказывания в адрес главы государства, им не нужен. С ответным заявлением выступил и сам Лукашенко, мол, «может, Аяцков и будущий посол, а может, и вовсе не посол». Время шло, а прибытие нового посла все откладывалось. Спустя два месяца после злополучной пресс-конференции неудавшегося посла стало ясно: в Белоруссию Аяцкова не пустят.
Искать ему замену МИД России, видимо, не торопится и делает это крайне не спеша. Известно, что дипломатическая работа справедливо считается почетной ссылкой. Именно в такую ссылку Путин в свое время отправил Черномырдина, назначив его послом на Украине. С Белоруссией дело обстоит сложнее. Случай с Аяцковым — это, возможно, первый, но не последний признак явно обозначающегося стремления президента Лукашенко продемонстрировать свою независимость от России.