На пресс-конференцию, устроенную по поводу открытия персональной выставки, именитый дизайнер явился с опозданием на час. «Карим Рашид принимает душ, – объяснили устроители экспозиции. — Он не может общаться с журналистами в некомфортных для себя условиях».
Наконец, чистый, причесанный и одетый, как обычно, в ярко-розовое, Рашид занял полагающийся ему стул, после чего прозвучали первые слова гения: «Мне очень хочется мартини».
Этот способ поведения – получать удовольствие от процесса, не важно, пресс-конференция ли это или элементарное придумывание зажигалки – исповедуется Каримом Рашидом вот уже лет двадцать. «Работай for fun, а не ради вознаграждения. Или не работай вовсе», – сообщает одна из его пятидесяти заповедей. В другой сказано, что иметь дело следует с людьми, которые делают искусство, либо с теми, которые его покупают. От остальных рекомендуется держаться подальше.
Возможно, этим и объясняется его успех. Сегодня Карим Рашид – едва ли не самый продаваемый в мире дизайнер, чьими услугами пользуется несколько десятков мировых брэндов от General Motors до Kent.
От придумываемых вещей Рашид требует только одного — чтобы они были полезны. К примеру, пуговицы и отвороты на пиджаках дизайнер считает абсолютно ненужными в быту предметами. То же самое относится и к изделиям из природных материалов.
«Мне становится невыносимо скучно, когда я думаю о природе. Вообще-то у меня аллергия на нее».
Предпочтение отдается некоему ультрасовременному и многофункциональному пластику. На московскую экспозицию Карим Рашид привез 50 пластиковых скульптур округлых форм. В каждой имеется по несколько довольно объемных отверстий. На вопрос журналиста: «Какую утилитарную функцию несут эти скульптуры с отверстиями?» — интервьюируемый, не задумываясь, ответил: «Конечно же, сексуальную». Кроме того, на объектах можно сидеть, они приятны на ощупь, а еще их можно подвешивать к потолку в качестве элементов декора.
Кстати, чувственность – еще одна любимая тема Рашида. Он ненавидит минимализм, но свой стиль называет «чувственным минимализмом». Авторские принты, отпечатанные ограниченным тиражом и также представленные на выставке, являют нам сексуальную любовь разноцветных – предпочтение отдается модным в начале 90-х кислотным оттенкам – роботов (Карим-сутра). «Это оргия, в которой может участвовать современный человек». Арт-объект Stratoscape представляет собой девять блоков-пеньков из обтянутых войлоком битых бутылок. Из них можно составлять разные фигуры.
Кроме того, на экспозиции будет представлена «Модная комната для модного человека». Главными ее атрибутами станут телевизор Phillips и диван для сексуальных развлечений.
По большому счету, все, что делает Рашид, включая раскрашивание автомобиля – в рамках экспозиции показывают разрисованный дизайнером Saab — похоже на детскую забаву. Его предметы включая даже цифровые принты настолько просты, что могли бы быть изобретенными ребенком. Хотя сам проказник в розовом обожает слово «технология»: «То, что раньше называлось краска и холст, сейчас именуется мышь и монитор. И именно они, независимо от политического режима, дают нам власть над миром».
Карим Рашид, галерея Гари Татинцяна, 28 сентября – 31 октября.