Федеральные власти подготовили пакет документов, предусматривающих меры финансового оздоровления регионов юга России, которые не способны формировать региональные бюджеты за счет собственных средств. Об этом в пятницу сообщил полпред президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрий Козак. Чиновник совместно с Минфином еще в 2003 году предлагал ввести понятие финансовой администрации, и соответствующие поправки были сделаны в Налоговый и Бюджетный кодексы — с января 2007 года они вступают в силу.
C введением назначаемых губернаторов все забыли о такой норме финансового оздоровления: центр и так практически полностью подчинил себе регионы. Но сложная ситуация на Северном Кавказе заставила Козака вспомнить об этом проекте и ускорить его реализацию.
«Необходима дифференциация степени самостоятельности регионов в зависимости от степени развития регионов», — сказал Дмитрий Козак в пятницу на совещании комиссии по вопросам развития регионов Северного Кавказа.
Полпред президента пояснил, что о введении чрезвычайного правления речь не идет: просто будут приняты «некоторые символические меры», которые позволят регионам, получающим огромные дотации из федерального бюджеты, стать более самостоятельными и экономическими устойчивыми.
При этом Дмитрий Козак рассчитывает, что ситуацию в отстающих областях удастся поправить в рекордно короткие сроки: временная финансовая администрация, как подчеркнул он, будет вводиться сроком до года. И что, в любом случае, политическую ситуацию в регионах это не взорвет, потому что речь не идет о замене местных администраций временными финансовыми администрациями и никто на самостоятельность регионов не посягает.
«Любой регион может освободиться от временной финансовой администрации, приняв решение либо о полном отказе от дотаций, либо о значительном их сокращении», — пояснил полпред президента.
«Власть уже пыталась применить схожую норму в Чечне, но безуспешно, о чем свидетельствует частная смена премьеров — федеральных комиссаров при президенте Ахмате Кадырове, — вспоминает заместитель руководителя «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. — Предложение Козака вынужденное, но его исполнение не представляется возможным с учетом клановой системы в Чечне и соседних республиках.
Если финансовый администратор будет пытаться слишком активно разгребать завалы, то он непременно спровоцирует конфликт с местными кланами и, возможно, массовые недовольства. В противном случае администратор пойдет на компромисс с местными властями, как нынешний премьер Чечни Абрамов, и от него федеральному центру тоже не будет никакой пользы».
О реакции на предложение президентского полпреда руководителей регионов, входящих в ЮФО, можно судить по заявлению президента Ингушетии Мурата Зязикова.
«Временная финансовая администрация — это нецелесообразно, — убежден глава администрации самого бедного региона в ЮФО. — Нужно определить другие приоритеты».
На представителей регионов в Совете федерации и Госдуме заявления Дмитрия Козака произвели негативное впечатление. Многие недоумевают: как будет вводиться временная финансовая администрация, какими функциями она будет наделена и чем ее создание поможет исправить бедственную социально-экономическую ситуацию в отстающих областях.
«Беда ведь не в том, что кому-то где-то не хватает властных полномочий для наведения порядка: беда в том, что у нас нет долгосрочного планирования развития дотационных регионов. Все определяется рамками одного года — и Козак, кстати говоря, тоже упоминает в своем выступлении именно эту цифру. В результате время от времени Москва с помощью своих дотаций просто затыкает дыры в региональных бюджетах, и временные фннансовые администрации, по-видимому, будут делать то же самое. А вопрос, станут ли меньше разворовывать эти дотации после введения временных администраций, остается открытым», — пояснил «Газете.Ru» источник в нижней палате российского парламента.
Обеспокоены предложением полпреда президента в ЮФО и сенаторы. Часть из них приветствует новую экономическую политику Дмитрия Козака, часть считает, что назначенные из центра временные администрации вряд ли будут более эффективны, чем исполнителные органы власти на местах.
«Первое впечатление от мер, которые предлагает Дмитрий Козак, — жесткие, но необходимые, — заявил «Газете.Ru» Вячеслав Шверикас, представитель республики Адыгея в Совете федерации. — Пока не очень понятно, в каком виде они будут реализованы. Их успех будет зависеть от команды полпреда президента».
А Вячеслав Новиков, зампред комитета Совета федерации по бюджету со своим коллегой не согласен. «Насколько я понял, речь идет о том, что если регион живет более чем на 60% за счет дотаций федерального центра, то деятельность местной администрации не очень осмыслена. С одной стороны это логично: получается, что чиновники из одного уровня бюджета выдают деньги, а распоряжаются ими другие люди. Но меня смущает несколько обстоятельств.
Если считать, что местная администрация не справляется со своими обязанностями, то что будет через год после того, как присланная финансовая администрация все наладит? Снова отдадут местным, которые все развалят?»
Сенатор Новиков считает, что у центра уже существуют рычаги воздействия на регионы — назначаемость губернаторов. «Ведь президент теперь может снять назначенного им губернатора как утратившего доверия – вот реальный рычаг воздействия», — говорит он.
«Предлагаемые меры достаточно радикальные, — соглашается Виктор Плескачевский, председатель комитет Госдумы по собственности. — Но проблема дотационных регионов, которые не озабочены развитием собственного бюджета, а живут только за счет денег федерального центра, нами уже давно обсуждается. И, видимо, решено ввести механизм прямого контроля расходов».
Вячеслав Новиков напоминает: «Предложения Дмитрия Козака противоречат действующему законодательству: полномочия центра и регионов по финансовым вопросам разграничены».