Фестиваль Earlymusic уже начался: и выставка открылась, и первый концерт уже прошел. Мы же пишем об этом только сегодня исключительно в силу московского шовинизма - фестиваль этот питерский, все самое интересное, цельная и последовательная программа проходят там. В Москве же проходят отблески и отголоски: некоторые исполнители приезжают в наш город, а потом отправляются дальше на восток – в Нижний Новгород.
Но с другой стороны, кто ходит на фестиваль подряд на все концерты и видит замысел организаторов целиком, кроме самих организаторов? А если сходить на рваную разрозненную серию московских концертов целиком, можно просто получить большое удовольствие.
В среду 21 сентября, например, в Москве выступит Red Priest. Ансамбль «Рыжий поп» назван в честь Антонио Вивальди, любимого композитора блокфлейтиста Пирса Адамса. Блокфлейта – инструмент с маленьким диапазоном, применяемый в основном в музыкальных школах, чтобы мучить маленьких детей. Тем не менее у него богатые тембровые возможности и он требует больших усилий по контролю дыхания.
Пирс Адамс – великолепный флейтист. Его квартет, в составе которого еще есть скрипка, виолончель и клавесин, – самый зажигательный, зрелищный, дурашливый и профессиональный ансамбль старинной музыки в Англии.
Они перекладывают Вивальди, Бибера и Баха для своего состава – практика совершенно обычная для Европы XVIII века, где играли долгими зимними вечерами на тех инструментах, которые были под рукой. Red Priest играют всю музыку наизусть — редкость по нынешним временам, отчего им легче гримасничать и кривляться на сцене, а также и импровизировать, что тоже было вполне обычно триста лет тому назад.
В Москве они будут играть в Школе драматического искусства на Сретенке, в зале, в котором в пол вмурованы глиняные кувшины, и звук от этого какой-то особенно колокольный. Во всяком случае, если вдруг кто-то решит уйти посреди концерта, об этом узнают все вокруг.
Следующий осколок, тоже стоящий внимания, долетит до нас в следующий четверг. Alla Francesca, французский коллектив, который, как и все прочие аутентичники, пытается усидеть на двух стульях и одновременно изучить (а на самом деле, конечно, вновь сочинить) манеру игры на старинных инструментах, а заодно и сделать все это интересно и коммерчески востребовано.
Никак не комментируя их разнообразные игры с сопоставлениями разных культурных музыкальных традиций (не все одинаково любят New Age и ролевые игры), можно только сказать, что они отличные музыканты.
29 сентября, все те же кувшины.
Кроме того, уже в октябре в Москве выступит Уильям Берд со своими французскими вокалистами, они будут петь Марка-Антуана Шарпантье, полифониста времен Короля-Солнце, и Перселла, лучшего английского композитора от сотворения мира и до Эндрю Ллойда Веббера. Но что так далеко загадывать? Эта музыка учит бренности жизни и скоротечности момента. Люлли, композитор-итальянец на службе все того же Великого Короля, тоже, наверное, планировал серию концертов, когда поранился дирижерской палочкой и умер от заражения крови.