В понедельник в Нальчике в парламенте Кабардино-Балкарии (КБР) состоялось консультационное заседание, на котором были названы имена основных претендентов на должность президента республики. Оно освободилось в пятницу, когда ушел в отставку тяжело болеющий президент Валерий Коков.
Как выяснила «Газета.Ru», кандидатов на высший республиканский пост оказалось четверо. Это председатель правительства КБР и нынешний и. о. президента Геннадий Губин, депутат Госдумы Арсен Каноков, член Совета федерации Хачим Кармоков и генеральный директор «Каббалкрегионгаза» Ахмед Панежев.
Как сообщила агентству «Интерфакс» руководитель пресс-службы парламента КБР Ирина Мезова, открывая встречу, Козак поначалу предложил для обсуждения две кандидатуры: Канокова и Губина. Две остальные кандидатуры возникли в ходе дальнейшего обсуждения. Кандидатуру Кармокова внес председатель балкарской общественной организации «Алан» Суфьян Беппаев, о чем он сам рассказал «Газете.Ru». Лидер фракции КПРФ в парламенте Владимир Махов предложил Панежева.
Самая известная политическая фигура из обсуждавшихся — Хачим Кармоков.
В прошлом председатель верховного совета Кабардино-Балкарии, предшественник Сергея Степашина на посту главы Счетной палаты России. В 2000 году Кармоков перешел на работу в Совет федерации, где выполняет свои обязанности уже два срока подряд. Как рассказал «Газете.Ru» Беппаев, самой вероятной кандидатурой является его выдвиженец. «От 10 общественных организаций, представляющих все народы Кабардино-Балкарии, было подготовлено послание. По просьбе Козака я его зачитал на консультационном заседании, — рассказал «Газете.Ru» Беппаев. — Мы предложили кандидатуру Хачима Магомедовича Кармокова. Он – известный человек, активный борец с коррупцией. Два срока отработал в Счетной палате». Как говорит Беппаев, кандидатура Кармокова вызвала одобрение полпреда:
«Мы очень надеемся, что именно он будет избран. Его кандидатура устраивает все национальности: и кабардинцев, и балкарцев, и даже горские евреи его предложили. Козак с воодушевлением выслушал наши предложения».
«Мы объяснили, — продолжает Беппаев, — что для нас самым лучшим вариантом было, чтобы предложенный им Геннадий Губин остался на посту председателя правительства и продолжил работу уже в связке с Кармоковым в качестве главы республики».
Следует обратить внимание на то, что прежде Беппаев, как и многие другие видные балкарцы, традиционно выступал за то, чтобы во главе двухнациональной республики встал русский. Кармоков же кабардинец, что, однако, не помешало тому, чтобы его поддержала и балкарская элита.
Козак пока осторожен в прогнозах. После окончания заседания о шансах кандидатов полпред высказался расплывчато. По словам полпреда, «доминирующими звучали на этих консультациях кандидатуры Канокова, Губина и Кармокова». Как позже Козак заявил журналистам, ему понравилась работа «по обсуждению кандидатур». «Очень конструктивный, хороший, открытый и откровенный диалог. Я думаю, что в значительной степени результат этой консультации окажет нам положительную услугу в выборе кандидатуры президента Кабардино-Балкарии», — добавил Козак. По словам полпреда, свой выбор кандидатуры на пост руководителя КБР для представления Владимиру Путину он примет «сегодня-завтра».