Совет директоров Банка России объявил, что в ломбардный список ЦБ включены бумаги ОАО «Вымпел-Коммуникации» («Вымпелком»). Решение было принято еще 9 сентября, но обнародовано только в четверг. Теперь долговые бумаги компании могут приниматься в обеспечение по кредитам, которые Банк России выдает коммерческим банкам.
«Вымпелком» стал первой из телекоммуникационных компаний, которая включена в ломбардный список, и одной из немногих негосударственных компаний в этом списке.
Эксперты отмечают, что политика ЦБ направлена в последнее время на расширение ломбардного списка. В начале сентября он был расширен почти вдвое за счет включения субфедеральных ценных бумаг и бумаг наиболее надежных компаний российского рынка. Это было сделано, чтобы исключить повторение банковского кризиса летом 2004 года.
Как утверждают аналитики, если бы в 2004 году банки могли взять у ЦБ кредит под бумаги «Газпрома» или «ЛУКойла», то последствия кризиса были бы гораздо меньшими. «Скорее всего, и дальше в ломбардном списке будут появляться новые бумаги. Естественно, это будут бумаги из первого эшелона с низкой доходностью, но зато надежные», — отмечает Павел Бездетнов, аналитик компании «Интерфинтрейд».
На 15 сентября в список ЦБ включены 64 долговые бумаги, из них подавляющее большинство выпущено Министерством финансов. Остальные бумаги распределены либо между субфедеральными структурами (бумаги Москвы, Самарской области, Башкирии, Ханты-Мансийского АО), либо госкомпаниями («Газпром», АИЖК, РЖД), либо компаниями с крупным иностранным капиталом (ТНК, «ЛУКойл»).
«Вымпелком», казалось бы, не подходит ни по одному из критериев: компания негосударственная, а крупный зарубежный акционер — норвежский Telenor — заявлял, что может выйти из состава акционеров «Вымпелкома» из-за конфликта, разгоревшегося внутри компании вокруг покупки «Украинских радиосистем».
«Бумаги включаются в ломбардный список для того, чтобы повысить ликвидность банковской системы, — объясняет Павел Бездетнов. – Бумаги телекоммуникационной компании ликвидны, по ним постоянно проходят сделки, доходность их достаточно низкая – около 6,5%, и рынок расценивает их как надежные, а риск дефолта — как минимальный». А аналитик ИК «Тройка Диалог» Александр Кудрин отмечает, что компании уже были предъявлены налоговые претензии и потом снижены почти до нуля. «Это означает, что повторные проверки вряд ли будут, что повышает надежность «Вымпелкома»», — считает аналитик.
Попасть в ломбардный список ЦБ обязательствам «Вымпелкома» помог еще один фактор: в начале сентября международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный корпоративный рейтинг компании с BB- до BB с позитивным прогнозом рейтинга. Уже через четыре дня совет директоров ЦБ принял решение о включении в ломбардный список, и, как считают аналитики, факт повышения рейтинга стал определяющим. «Для включения в список ЦБ нужно выполнить целый ряд правил, — комментирует Александр Кудрин. – В частности, как только рейтинг был повышен, компания стала подходить требованиям ЦБ, и банк тут же внес вымпелкомовские бумаги в ломбардный список».
Из-за этих правил в список не могут быть включены бумаги МТС: у них просто нет рублевых облигаций, а выпущенные еврооблигации не могут быть в ломбардном списке ЦБ потому, что их рейтинг сейчас установлен на уровне ВВ-.
Таким образом, как подчеркивают аналитики, «Вымпелкому» удалось, во всяком случае на данный момент, обыграть своего главного конкурента в России: ведь включение бумаг в ломбардный список ЦБ — своего рода знак качества, гарантия того, что компания обладает высокой кредитоспособностью, а ее ценные бумаги надежны и высоколиквидны.
С другой стороны, возможный выход норвежской Telenor из состава акционеров «Вымпелкома» может отрицательно сказаться на корпоративном рейтинге компании. «Все будет зависеть от того, кто купит долю Telenor. Кроме того, рейтинговые агентства могут вспомнить, что норвежская компания активно помогала урегулировать налоговый конфликт, — рассуждает аналитик ИК «Атон» Елена Баженова. – Но все это искупается тем, что конфликт между акционерами наконец разрешился бы, компания стала бы работать более оперативно. К тому же сейчас у «Альфы» нет принципиальных разногласий с властями, поэтому выход Telenor можно было бы оценить как нейтральный».
«Включение надежных негосударственных бумаг — нормальный эволюционный процесс, — резюмирует Александр Кудрин. — Просто госкомпании получили хороший рейтинг быстрее, чем негосударственные». Однако это не значит, что список не будет пополняться новыми негосударственными активами, считают аналитики.