Во вторник скончался Юрий Михайлович Заполь — президент группы компаний «Видео Интернешнл» (ВИ), вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России, президент и основатель Российской академии рекламы. Заполь умер после тяжелой болезни в возрасте 49 лет.
Юрий Заполь — человек во многом уникальный для рекламного рынка России. Он сам создал группу компаний «Видео Интернешнл», крупнейшего игрока во всей Восточной Европе в области рекламы. Всего ВИ контролирует около 26% рекламного рынка России.
Основа бизнеса Юрия Заполя — продажа рекламного времени четырех каналов — ОРТ, РТР, СТС, RenTV, что делает ее практически монополистом в сфере продажи рекламы на телевидении (по неофициальным данным, группе принадлежало до 70% рекламы на ТВ). Юрий Заполь был не только бессменным руководителем компании с оборотом больше $1,5 млрд, но и ее совладельцем. Но поскольку структура «Видео Интернешнл» закрыта, то неизвестно, какая доля принадлежала скончавшемуся рекламщику.
Рекламным бизнесом Заполь занимался с 1990 года — тогда он начал работать гендиректором в компании «Радио и телевидение». С 1992 года по 1995-й — генеральный директор продюсерской компании ВИ, а с 1995-го — глава одноименной группы компаний. Как отмечал сам Заполь, в рекламном бизнесе он оказался случайно. В 1980-е годы он работал в строительном НИИ и пришел на телевидение только потому, что его друзья играли в КВН. Тогда программа не оплачивалась из бюджета, и приходилось самому искать рекламодателей.
«Это был не просто успешный бизнесмен, а маститый рекламист, который сумел с нуля построить крупнейшую рекламную компанию. Он умел отстаивать интересы не только своей компании, но и рекламной отрасли в целом, — отмечает Борис Еремин, президент Международного института рекламы. — К тому же он первым задумался о социальной ответственности рекламы и самостоятельно просматривал ролики до того, как они попадали в эфир. Его кончина — беда для рекламного рынка».
Специалисты отмечают, что сейчас в России нет специалистов, близких по классу к Юрию Заполю. «Но, как мне кажется, «Видео Интернешнл» — не один человек, а целая команда, которая профессионально занимается свои делом, поэтому не думаю, что его кончина как-то отразится на бизнесе компании», — считает Вадим Желнин, гендиректор Ассоциации рекламодателей.
Юрий Заполь отличался не только жесткостью и умением вникать во все дела компании, но и большими связями во власти.
Так, на заре ВИ с компанией активно сотрудничал Михаил Лесин, бывший министр печати России, с которым Юрий Заполь сумел сохранить хорошие отношения до конца жизни. «Очень многое в российском рекламном бизнесе держалось на влиянии Юрия Заполя. Очевидно, что злые люди будут пробовать сыграть на его кончине и нанести удар по корпорации «Видео Интернешнл», — говорит Валерия Любимова, директор по рекламе ИД «Коммерсантъ», которая в начале 90-х участвовала в создании ВИ. — Сейчас вся надежда на его партнеров, которым он доверял, чтобы они продолжали его дело и не шли на уступки».
Одним из первых ударов по ВИ может стать атака ФАС. Антимонопольная служба хотела бы признать компанию монополистом, поскольку она контролирует до 70% рекламного рынка на ТВ. В самой ВИ считают эти претензии несправедливыми, поскольку, по их мнению, выделять один сегмент из общего рынка рекламы нельзя. У Заполя хватало ресурсов, чтобы сдерживать антимонопольное ведомство. Хватит ли средств у его приемника — неизвестно.