В ночь на вторник суд Нигерии освободил членов экипажа судна African Pride, которые около двух лет провели в тюрьме «Кири-Кири» в пригороде Лагоса. 12 российских моряков, обвиняемых нигерийскими правоохранительными органами в контрабанде нефти и преступном сговоре, выпущены под залог паспортов и гарантии российского посольства, сообщил «Газете.Ru» представитель посла доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамяна, принявшего непосредственное участие в их освобождении.
Все формальности выполнены, моряки уже находятся в гостинице торгпредства России в Лагосе.
Как сообщили «Газете.Ru» в посольстве России в Нигерии, российская сторона подготовила все необходимое для приема моряков и их содержания. Дожидаться суда россияне будут в торговом представительстве нашей страны в Нигерии, где для них уже выделены квартиры. По словам представителя посольства, там есть все необходимое, в том числе кондиционеры, телевизоры, стиральные машины. «Главное, — сказали в посольстве, — что они будут жить в хороших условиях, кардинально отличающихся от тюремных». Правда, моряки не смогут выходить за территорию торгпредства: это одно из условий местных властей.
Вместе с российскими моряками на территории торгпредства будет находиться и входивший в состав экипажа судна гражданин Грузии Сулхан Джорбенадзе: так как у этого государства нет дипломатического представительства в Нигерии, ранее с соответствующей просьбой к российским дипломатам обратился МИД Грузии. Еще два члена команды African Pride, граждане Румынии, в понедельник были отпущены под гарантии румынского посольства в Нигерии.
Таким образом, тюрьму покинули все 15 членов экипажа African Pride.
Дело российских моряков в Нигерии длится с большими перерывами почти 2 года. Ходивший под панамским флагом греческий танкер African Pride был задержан еще 8 октября 2003 года нигерийским патрульным катером в 31 миле от берегов Нигерии. На борту, по информации нигерийских властей, была обнаружена сырая нефть. Члены экипажа были арестованы по обвинению в контрабанде. Через некоторое время задержанные были переведены в тюрьму строгого режима Кири-Кири. Обвиняемых разместили в одиночных камерах — по три человека в каждой — и заковали в кандалы. Как выяснилось позже, задержанных плохо и нерегулярно кормили, температура в камерах в отдельные дни достигала 50ºС. За время содержания под стражей все обвиняемые успели переболеть малярией и другими тропическими болезнями.
Весной 2004 года адвокаты моряков впервые заявили ходатайства о переводе заключенных под домашний арест на территорию посольства России, но им было отказано. Такое суровое отношение, как заявляли эксперты, было связано с тем, что Нигерии, где воровство нефти достигает промышленных масштабов, был крайне нужен показательный процесс над контрабандистами.
Изменения в судьбе экипажа African Pride произошли только весной 2005 года — после того, как к процессу спасения экипажа подключились матери и жены арестованных.
В марте 2005 года родственницы моряков объявили голодовку, чтобы привлечь внимание властей к проблеме. Российские дипломаты провели ряд встреч с нигерийскими, но переговоры ничего не дали. 27 мая 2005 года МИД России закрыл тему, опубликовав на официальном сайте сообщение с такими словами: «В ответ на все наши демарши нигерийская сторона подчеркивает, что данная проблема находится в правовом поле и любые попытки оказать давление на суд являются противозаконными». Впрочем, после вмешательства МИД России условия содержания экипажа заметно улучшились.
В июне 2005 года матери и жены самостоятельно отправились в Нигерию. Примерно в то же время расследование инцидента начала комиссия Госдумы. В июле 2005 года депутаты вместе с матерями арестованных ездили в Нигерию. 15 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров направил своему нигерийскому коллеге Олуйеми Адениджи послание, в котором потребовал принять срочные меры для ускорения суда над российскими моряками.
Как выяснилось позже, к тому моменту правительство России уже обратилось к бизнесмену и известному российскому общественному деятелю, послу доброй воли ЮНЕСКО Аре Абрамяну с просьбой, чтобы он использовал свои международные связи и помог добиться освобождения моряков.
После этого, 5 августа 2005 года, нигерийский суд и постановил освободить из-под стражи под залог паспортов и гарантии посольства РФ всех членов экипажа. Но «в связи с оформлением всех необходимых документов» для перевода россиян из тюрьмы в посольство дело затянулось еще на месяц.
Как рассказал в понедельник в интервью «Газете.Ru» сам Ара Абрамян, «решить вопрос» ему помог прежний опыт с освобождением армянских летчиков в Экваториальной Гвинее.
«У меня есть опыт, и я знаю, что в каждом деле нужно наладить механизм. Мы определили план. Мы ничего не пропустили. Сделали визы женам, купили билеты, оплатили проживание. Все до мелочи. Мы связались со всеми — от президента до начальника тюрьмы. Здесь любители неуместны, нужно знать, как правильно все делать», — рассказал бизнесмен.
По словам Абрамяна, когда он подключился к этому делу, ситуация вокруг экипажа African Pride была уже крайне тяжелой и адвокаты просто не могли ничего сделать. Как заявил посол доброй воли, был разработан специальный план. Работа велась в нескольких направлениях. Были достигнуты договоренности об улучшении условий содержания моряков, их родственникам оказывалась помощь. Кроме того, у команды African Pride появился новый адвокат. «Вы сами знаете, что два года слушания по делу моряков постоянно откладывали. Я нанял другого адвоката, лично заключил с ним договор. Этот адвокат более авторитетный. Он местный, он знает, как там что работает, какие там традиции, как правильно вести себя в суде. В результате он добился их освобождения. Но ему пришлось всю работу проделать заново: заново оформить все, привести в порядок все документы», — рассказал Ара Абрамян.
Стоит упомянуть, что, по некоторым данным, в истории с освобождением армянских летчиков Абрамян был уполномочен правительством Армении взять на себя перед правительством Экваториальной Гвинеи «определенные социально-экономические и финансовые обязательства».
Но в случае с российскими моряками, по словам Абрамяна, речи о «финансовых обязательствах» не идет.
«Мы занимается сейчас только юридической стороной дела, — сказал он. — Вообще, Нигерия – очень сложная страна. Не может быть и речи ни о каких взятках. Если кто-то попытается дать хоть полдоллара – это катастрофа». Тем не менее бизнесмен отметил, что сейчас пытается наладить отношения между двумя странами и ведет переговоры «о создании Делового совета Нигерия-Россия под патронажем двух президентов». Но на вопрос, связано ли освобождение моряков с этой стороной отношений между странами, Абрамян ответил отрицательно. «Нужно понимать, что это отдельный вопрос. Я не ставлю ультиматума: “Я организую Деловой совет, а вы освобождаете моряков”. Нет, я ни с кем не торгуюсь». Тем не менее очевидно, что судьба моряков напрямую зависит от отношений между Россией и Нигерией, так что этот дипломатический ход вполне мог стать одной из причин, по которым договоренности об их освобождении все-таки удалось достигнуть.
Теперь Абрамян и МИД России будут добиваться ускорения суда над экипажем African Pride.
Следующее заседание в рамках процесса по делу о контрабанде нефти назначено на 21 октября 2005 года. Президент Нигерии Олусегун Обасанджо уже пообещал не оставлять без внимания судьбу российских моряков. Глава государства вполне может вернуть моряков, которым грозит пожизненный срок, на родину: у него есть право помилования, выдворения их из страны и обмена на нигерийских заключенных. Но что из этого он решит использовать, пока неизвестно.