Для начала надо разобраться, о каком Брейгеле идет речь. Этих «бархатных» и «мужицких» Янов и Питеров плодородная фламандская земля в XVI–XVII веках уродила на славу. В данном случае речь про Питера Брейгеля Младшего. Папаша его, Питер Брейгель Старший (или Мужицкий), основатель династии и не превзойденный отпрысками художник, покинул бренный мир, когда Питеру было пять лет, а брату Яну — годик. Яна прозвали потом Бархатным, или Райским, за деликатное мастерство мелких деталей в небольших картинках. Питера же нарекли Адским. Он по юности увлекался фламандским хоррором: изображениями Страшного суда, мотивами Иеронима Босха и тому подобной жутью. Но в наше время более ценим за копии работ отца, которыми зарабатывал на жизнь. Копии эти выходили у него самостоятельными авторскими работами. Писал он резче и ярче, чем Старший, но все равно хорошо.
Просто Брейгель Мужицкий был непостижимо гениальным художником, а Брейгель Адский очень-очень хорошим.
14 работ Питера Младшего плюс Ян Брейгель Младший, плюс Босхарт Амброзиус, Франс Франкен, Абель Гриммер, Ян Ван Кессель, Маринус Ван Риммерсваль и другие - всего около 30 работ. Состояние идеальное — ни трещинки. Наши реставраторы должны криво ухмыльнуться — у работ подобного возраста, находящихся в руках отечественных специалистов, такого состояния не бывает. Все потому, что западная школа реставрации позволяет докрашивать работы — именно реставрировать, а наша — только консервировать — сохранять в максимально аутентичном виде.
Но главный фокус не в этом. Если у них принято докрашивать древности, будем считать, что выражение «бессмертное произведение живописи» приобретает новый смысл и зрителю остается наслаждаться вечными фламандцами в свое удовольствие. Но интересно ведь, зачем они здесь. Неужели потому что большому банку исполнилось 15 лет, как гласит официальное объяснение? Простейшее подозрение отпадает: работы с выставки не продаются — после Москвы их покажут в Бельгии и Франции.
Но галерея Жака де Жонкера, привезшего эти вещи, через две недели участвует в Московском Международном Салоне Изящных Искусств. На прошлом Салоне De Joneckheere тоже была.
Можно предположить, что французская галерея, сделав банковскую выставку, как минимум сэкономила на перевозке товара и обеспечила себе помоушен в самых платежеспособных российских кругах. Как раз накануне элитной ярмарки.
А банк совместно с компанией-консультантом показал потенциальным клиентам свои возможности в новом перспективном бизнесе — финансовом сопровождении инвестиций в предметы искусства. Оказывается, ценные бумаги — это теперь не модно, модно — ценные холсты и деревяшки. Тем более — почти вечные в свете новых достижений реставраторского дела в Европе.
А фламандцы все равно классные. Так что спешите в Исторический музей. Красная площадь, 1/2. Выставка «Старые фламандские мастера. Век Брейгеля» здесь висит только до 18 сентября.