Деятельность комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане уже давно напоминает разработку какого-то сверхсекретного оружия. Ее члены что-то усиленно пишут, где-то заседают каждую неделю, но никто об ударном труде парламентариев не знает и не слышит. Вроде бы комиссия собиралась встретиться с Владимиром Путиным еще летом, но так и не встретились, вроде бы собиралась написать доклад к 1 сентября, но теперь глава комиссии вице-спикер Совета федерации Александр Торшин говорит, что доклад, может быть, и не в этом году подготовят.
«Исполнился год трагедии в Беслане, какие итоги комиссии, когда мы получим какие-то материалы?» — недоуменно спросил в среду на заседании Госдумы член КПРФ Николай Бенедиктов.
Его поддержал независимый депутат Владимир Рыжков, который предложил позвать Торшина на ближайшее заседание Думы в пятницу и послушать новости о деятельности комиссии. «Сначала Торшин обещал управиться в три месяца, потом назывался апрель, сейчас уже прошел год, комиссия молчит, — заявил он. — Там есть масса вопросов, на которые нет ответа: почему по школе стреляли танки, сколько было боевиков, применялись ли огнеметы?»
«Вопрос об отчете комиссии встает не в первый раз, — принял удар на себя первый зам Торшина по комиссии, депутат-единоросс Валерий Дятленко. — Сам по себе он правомерен». При этом Дятленко пояснил, что заслушивать такой отчет должны обе палаты вместе, и поэтому надо подождать неделю, чтобы из командировок вернулись спикеры Сергей Миронов и Борис Грызлов и приняли какое-то решение на этот счет. «Доклад должен быть итоговым, работа над ним ведется и отвечать на каждый рабочий вопрос неверно», — добавил он.
Досрочно слушать про события в Беслане думцы после этих слов отказались. Предложение Рыжкова поддержали только 96 депутатов — КПРФ и «Родина». «Зря отказались, — поделился собственными соображениями с «Газетой.Ru» один депутат-единоросс, — но не тот предложил».
«Ничего, мы будем теперь на каждом заседании требовать промежуточного отчета», — сообщил «Газете.Ru» депутат Рыжков. По его словам, вопросов, на которые нет ответа, остается множество: «До сих пор непонятно, кто отдавал приказ стрелять по школе из танков, кто руководил оперативным штабом, что делали директор ФСБ Патрушев и глава МВД Нургалиев, были ли они в Беслане». «Работа комиссии напоминает политическую показуху, такое ощущение, что ее члены боятся задеть высшие силовые чины, поэтому вместо того, чтобы проводить независимое расследование, провозглашается цель максимально приблизить результаты своего расследования к результатам прокуратуры», — возмутился Рыжков, отметив, что главной целью комиссии должна быть как раз отличная от прокуратуры и силовых ведомств оценка событий.
В свою очередь, член комиссии от КПРФ депутат Юрий Иванов сообщил «Газете.Ru», что хотя комиссия и собрала все факты, и даже написала черновик доклада, но для окончательного обнародования итогов остается слишком много неясностей. «Сколько еще месяцев мы будем писать итоговый доклад, месяц, два, три, — сказать сложно», — пожал он плечами. По мнению Иванова, сейчас нужно представить промежуточный отчет, чтобы объяснить обществу причины задержки.
Другой член комиссии, депутат от «Единой России» Аркадий Баскаев оказался в суждениях куда жестче.
«Никакого промежуточного доклада не будет, это все незаконные требования некоторых депутатов, если только Миронов и Грызлов не решат что-нибудь, — сказал он «Газете.Ru».
— Видите, даже Колесников (заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников. — «Газета.Ru»), не имеет абсолютной информации, ездит в Беслан, потому что ничего не ясно: танки, огнеметы, количество террористов».
Расследование продолжается, и «Газета.Ru» за ним следит.