Арбитражный суд Якутии лишил НК ЮКОС возможности восстановить контроль над своей якутской «дочкой» – компанией «Саханефтегаз». Как сообщила в среду пресс-служба «Саханефтегаз», суд запретил ЗАО «М-Реестр» (регистратор ЮКОСа) осуществлять функции регистратора «Саханефтегаза».
«Если ЮКОС-М и М-Реестр проведут 8 сентября в Москве внеочередное собрание акционеров Саханефтегаза, его решения не будут иметь законной силы», — говорится в сообщении компании.
Инициатором проведения этого собрания выступала мордовская компания «ЮКОС-М», через которую ЮКОС контролирует 50,6% «Саханефтегаза».
На собрании 8 сентября планировалось переизбрать совет директоров компании и сместить с должности президента «Саханефтегаз» Афанасия Максимова, который, как считают представители ЮКОСа, действует в интересах якутских властей.
ЮКОС не считает Максимова легитимным президентом и вот уже год пытается сместить его с должности. Впервые совет директоров «Саханефтегаза» большинством голосов снял с должности президента компании Максимова еще в сентябре прошлого года и назначил вместо него Владимира Званцева. Официальная причина — Максимов не исполнил апрельское решение совета директоров о реорганизации управленческой структуры «Саханефтегаза».
Фактически президент действовал в интересах правительства Якутии, которое на волне кампании против ЮКОСа вознамерилось получить контроль над предприятием. В ноябре Максимов попытался восстановиться в должности путем вооруженного захвата офиса компании, а в феврале возобновление его полномочий подтвердил суд.
С этого момента ЮКОС начал стремительно терять позиции в «Саханефтегазе» — по инициативе «Саханефтегаза» под управлением Максимова были проведены внеочередные собрания акционеров в дочерних компаниях «Якутгазпром», «Ленанефтегаз», «Ленагаз», по итогам которых из советов директоров «дочек» были выведены менеджеры ЮКОСа. А последним решением якутского арбитража у ЮКОС был лишен возможности провести собрание акционеров «Саханефтегаз».
Тем не менее, как пояснил «Газете.Ru» начальник департамента налогов и права консалтинговой компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров, ЮКОС может обжаловать решение якутского арбитража в апелляционной инстанции. Другой путь — провести внеочередное собрание акционеров в обход решения Арбитражного суда Якутии и уже после этого доказывать законность решений этого собрания. Шансы, утверждает эксперт, с чисто юридической точки зрения неплохие: «Суд постановил признать решения собрания акционеров незаконными. Но основание для этого указано недостаточное и сомнительное – несоответствие держателя реестра компании нормам, позволяющим выполнять свои функции». Но судебные баталии последуют лишь в том случае, если оппоненты ЮКОСа не попытаются сорвать собрание силовыми методами — с помощью судебных приставов, которые будут действовать во исполнение решения якутского арбитража.
Вероятность такого исхода очень велика, считают аналитики, поскольку в ослаблении позиций ЮКОСа в «Саханефтегазе» напрямую заинтересованы якутские власти. «Якутия желает защитить компанию от возможной распродажи активов. Ведь для республики это важное предприятие. «Саханефтегаз» обеспечивает газом электростанции и системы отопления Якутии», — говорит «Газете.Ru» аналитик компании Financial Bridge Игорь Васильев. Как считает аналитик ИК «ОЛМА» Владимир Детинич, якутские власти не хотят упустить своей доле при разделе активов ЮКОСа. «Конфликт разгорелся после того, как началось «дело ЮКОСа», — подтверждает аналитик МДМ банка Андрей Громадин. — В регионах почувствовали, что позиции нефтяного концерна стали слабее». Громадин уверен, что конфликт разрешится методами, «максимально приближенными к рыночным». «ЮКОС продаст свой пакет в «Cаханефтегазе». А покупатель будет лоялен к властям Якутии», — считает эксперт.
Основная борьба разворачивается вокруг самого ценного актива «Саханефтегаз» – «Якутгазпрома».
Интерес к нему уже проявили российская алмазодобывающая компания «Алроса» и японская Sumitomo Corporation. Обе компании вполне удовлетворяют якутские власти в качестве потенциального покупателя.
В «Алросе» якутское правительство обладает крупным пакетом. Что касается японцев, то с Sumitomo Corporation, якутские власти успешно работают еще с 1991 года.
На покупку нефтяных и газовых активов «Алросу» активно подталкивают и федеральные власти. В августе министр финансов Алексей Кудрин (а именно его креатурой считают президента «Алроса» Александра Ничипорука) заявил, что алмазный концерн должен диверсифицировать свою деятельность. По мнению наблюдателей, на основе алмазной компании федеральные власти намерены создать крупный подконтрольный государству сырьевой холдинг.