B пятницу 18300 рабочих крупнейшего в мире производителя самолетов Boeing Co. объявили забастовку. Впервые за 10 лет рабочие пошли на столь радикальные меры, чтобы заставить руководство концерна повысить зарплату и расширить социальные пакеты. Аналитики предполагают, что забастовка полностью парализует сборочный процесс. В российском представительстве Boeing «Газете.Ru» не подтвердили, но и не опровергли эту информацию.
В четверг поздно вечером Международная ассоциация рабочих авиакосмической промышленности большинством голосов отклонила предложения менеджмента концерна Boeing по уровню зарплат и социальных пакетов и решила на следующий день объявить о забастовке. Об этом рассказала пресс-секретарь профсоюза Конни Келлихер.
В забастовке участвуют рабочие из Портленда, Канзаса и Сиэтла, где находится главный офис Boeing и размещены основные производственные мощности.
Причины недовольства рабочих заключаются в затратах компании на программы медицинского обеспечения. Ранее действовавшее коллективное соглашение по медицинской страховке истекло вчера, а новые предложения менеджмента не устроили профсоюз.
Руководство Boeing пыталось предотвратить забастовку, предупреждая рабочих о губительных последствиях прекращения сборки самолетов.
«Результаты забастовки будут ужасными. Она нанесет вред и Boeing и нашим клиентам. Клиенты ясно дали понять, что могут выбрать других производителей», — заявляет глава подразделения коммерческих самолетов Boeing Алан Малалли.
Аналитик из компании «Финмаркет» Андрей Кенякин преполагает, что «убытки компании такого уровня как Boeing могут составить примерно $150-200 млн, если рабочие будут бастовать больше двух недель, в худшем случае забастовка может продлиться месяц». По словам аналитика, помимо потерь от остановки производства и срыва поставок, вполне возможно падение акций компании до 7-10%.
На этот счет есть и другие мнения. Ирина Ложкина из ИК «Проспект» считает, что забастовка продлится недолго, возможно, чуть больше недели.
По мнению эксперта, «Boeing не допустит срыва поставок и остановки производства на длительный срок, так что и убытки будут небольшими».
В сообщении компании, вышедшем после объявления забастовки, говорится, что она «никому не принесет выгоды». Сотрудникам, не входящим в Международную ассоциацию рабочих авиакосмической промышленности, Boeing напомнил о необходимости выходить на работу в обычном режиме.
«Если Boeing примет условия профсоюзов, это будет до некоторой степени бессмысленная победа, потому что в конечном счете вынудит компанию расширить применение аутсорсинга», — отмечает аналитик Teal Group Ричард Абулафия.
Последняя забастовка на заводах Boeing произошла в 2000-м году. В то время бастовали 19 тыс. инженеров. Акции концерна во время этого конфликта рухнули на 32%. Рабочие Boeing в последний раз бастовали в 1995-м году. В 1999-м году менеджменту Boeing удалось договориться с профсоюзом рабочих в последний день перед объявлением забастовки.
Российские аналитики предполагают, что из-за забастовки, помимо финансовых проблем, в корпорации Boeing могут возникнуть и имиджевые. Как считает Андрей Кинякин, забастовка больно ударит по корпорации. Помимо перечисленных возможных неудач Boeing, их заказчики могут уйти к конкуренту Airbus, который в последнее время опережает Boeing по ряду показателей.