Север есть север, надо быть основательным. Эрленд Лу, несмотря на относительную (для писателя) молодость, уже считается знаменитым норвежским литератором, тем более что он лауреат множества премий. По характеру – авантюрист, хотя скандинавское происхождение стоит принять во внимание. Для нас, наверное, интересен еще и тем, что своим учителем полагает Ричарда Бротигана, литературного идола американской молодежи шестидесятых.
Покойный Бротиган от ученика был бы, скорее всего, не в восторге.
Болтать о чем придется с искренней и доверительной интонацией, наполнять текст не относящимися к собственно повествованию монологами – этому Лу научился. А вот легкости Бротигана нет, все будто покрыто скандинавской корочкой льда.
Хотя, быть может, не стоит быть строгим к норвежцу. Его роман «Наивно. Супер» стал бестселлером в пятнадцати странах, Лу называют культовым писателем – теперь приставку «культовый» вообще несложно заработать. Но речь идет о другой его книге, романе «У». У чего? У чего-то, дорогие читатели. Некий мужчина по имени Эрленд, двадцати девяти лет от роду, переживает тот факт, что все вокруг уже открыто, и, чем прославить Норвегию, он не знает, потому что в науках и искусстве не силен. Понятно, что повествование идет от первого лица, да и персонажи книги вроде как вполне реальны, только вот автор все равно просит его самого ни с кем не олицетворять. Ну и пусть, нам-то что? Нам нужна интрига. А интрига в том, что задумал Эрленд повторить подвиг Тура Хейердала и прославить родину новой гипотезой. Хейердал силился доказать, что индейцы переселились на полинезийские острова с помощью плотов, и сам проделал этот фокус.
Герой книги придумал круче: индейцы прибежали на коньках, потому что Тихий океан некогда был покрыт льдом.
И не важно, что никто самого факта оледенения Тихого океана ему не подтвердил – главное, идея свежа и очень норвежская. Так что чудесным образом нашлись спонсоры, экспедиция состоялась, о ней и роман.
Эрленд в какой-то степени норвежский Форест Гамп, или норвежский Иванушка-дурачок, кому как ближе. Выжать из этого факта можно немногое, надо что-то большее. С чем столкнутся норвежцы, какие преодолеют трудности, что сами себе докажут? Насколько можно понять из книги, автора эти вопросы интересовали до ничтожного мало. Или текст и в самом деле основан на реальных событиях? Но жизнь – плохая литература, скучная… Нет в реальной жизни путешествующих норвежских лоботрясов ни пиратов, ни кораблекрушений, ни даже пьянок или разврата какого. Есть остров, длинные скучные рассуждения о том, о сем, и не слишком впечатляющая глупость главного героя. Правда, персонажи и в самом деле как живые, по крайней мере их взгляды на историю, политику и искусство до жути напоминают те же качества сегодняшних европейцев. Вот описание второй мировой: «Немцы вторгаются в Польшу, Нидерланды, Бельгию и захватывают большую часть Европы». Уже неплохо. «Практически, войну выиграли США и Англия, через пять лет». Тоже хорошо.
«Убиты миллионы евреев и других подвергшихся преследованиям групп, военных и гражданских лиц, отчасти самым гротескным образом». Чудненько.
А что вы хотите? Это – прямая речь, реализм. И, конечно: «Это никогда не должно повториться».
Можно удивиться: при чем тут война, если речь об экспедиции? Ну, такова уж вышла экспедиция по поиску доисторических коньков: нашли гору всякого вполне исторического мусора, а остальное время трепались у костра обо всем подряд. О бабах, об истории, немного даже о политике… Норвежцы, неспешно болтающие на другом конце света. Эрленд Лу нашел это забавным, его издатели в разных странах – тоже. Остается узнать, разделит ли российский читатель их оптимизм.
Эрленд Лу, «У». «Азбука-классика», 2005.