«В соответствии с новым документом МВД России, проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, будут проводиться в срок не более 30 дней», — сказал начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России генерал-лейтенант милиции Сергей Мещеряков, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы ДЭБ. При этом, как пояснил Мещеряков, началом срока проведения проверки будет являться день вынесения постановления о ее проведении, а не день предъявления руководителю (представителю) организации, либо физическому лицу (его представителю) постановления о ее проведении, как это было ранее. Окончанием срока проведения проверки остается день подписания акта проверки.
«Новая инструкция позволит значительно сократить количество необоснованных проверок хозяйствующих субъектов, связанных с налогами и сборами, сделает работу подразделений по налоговым преступлениям МВД России понятной для представителей бизнеса», — заявил Сергей Мещеряков.
Руководитель ДЭБ признал, что раньше факты необоснованных проверок «имели место быть», причем зачастую предприятия трясли так долго и упорно, что его деятельность оказывалась парализованной.
«Очень важно, что сокращен срок проверки — ведь раньше он практически не ограничивался. Не менее важно и то, что повышается уровень чиновников, отдающих приказы о начале проверки, а, следовательно, повышается и уровень ответственности при их проведении», — пояснил «Газете.Ru» начальник отдела оперативного реагирования и связей с общественностью департамента экономической безопасности МВД Александр Воробьев.
Сами представители бизнеса, впрочем, оптимизма высокопоставленных сотрудников МВД не разделяют. «Понятие «обоснованные» и «необоснованные» проверки — крайне расплывчаты, и здесь точка зрения правоохранительных и налоговых структур зачастую не совпадает с точкой зрения представителей бизнеса, — пояснил «Газете.Ru» руководитель одного из московских предприятий. — Что касается ограничения срока проверок, то это, возможно, и плюс, но тоже весьма относительный, потому что ничто не помешает проводить эти проверки бесконечно в случае так называемого «выявления новых обстоятельств». И, конечно, пострадают от пристального внимания правоохранительных структур, прежде всего, малый и средний бизнес, так как он в России наименее защищен от произвола со стороны контролирующих структур, будь то МВД или налоговые службы».
«Само по себе ограничения срока проверки и установление круга лиц, уполномоченных принимать решение о ее проведении, — шаг вперед по сравнению с прежней практикой, — заявила «Газете.Ru» старший юрист департамента правового консультирования аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Ирина Мучичка. — Однако, как это обычно бывает в России, не обошлось без ложки дегтя: началом срока проведения проверки отныне будет являться день вынесения постановления о ее проведении, а не день предъявления руководителю соответствующего постановления. На практике, это может обернуться тем, что деятельность предприятия какое-то время будет проверяться негласно, при чем сама компания не будет поставлена об этом в известность. А с какого-то момента — может, через месяц, два или больше с начала реальной проверки — постановление будет предъявлено».
А Геннадий Кирюшин, гендиректор компании СМАРТС, считает, что недостаток нового порядка в том, что так и не прописаны критерии достаточности при проведении налоговых проверок. «За налоговыми органами и МВД остается право проводить соответствующие проверки фактически по любому сигналу, например, по письму какого-нибудь сумасшедшего». По словам Кирюшина, ранее такое уже случалось неоднократно, и нет никаких гарантий, что необоснованные проверки компаний теперь прекратятся. В лучшем случае, предприятия будут «трясти» не так долго, как раньше, благодаря тому, что сроки проверки ограничили 30 днями, пояснил Кирюшин «Газете.Ru».