При состоявшемся наконец-то захоронении останков Ленина была найдена рукопись под названием «Правда». А в ней вся очередная «правда»: Ленин – выжига и потаскун, Дзержинский – педофил и националист, Крупская – дура, Арманд – шлюха, Сталин – имбецил, Зиновьев и Каменев – мужеложцы.
О делах революционных, предшествовавших 1917 году, написано так много, что какого-либо общего мнения, так называемого «общественного консенсуса», быть просто не может. Какого автора возьмешь – ту правду и узнаешь. И все же возможность объяснить, как на самом деле обстояли дела, если не всем, то значительной и, что важно, молодой части жителей страны, существует. Ей и попытались воспользоваться Максим Чертанов и Дмитрий Быков, сочинившие роман «Правда».
Понятно, что лучше всего мы знаем историю по анекдотам: что о Петре Великом, что о Сталине.
Если смешно, то смешно всем, вот и консенсус.
Можно даже мудро добавить: «Народ расстается со своим прошлым смеясь!». И все же плутовской роман «Правда» – а именно такой жанр заявили соавторы — сильно уступает своему предшественнику, знаменитому тексту «Как размножаются ежики». Если «Ежики» с жизнеописанием Штирлица были абсурдом беззлобным, именно на фольклоре стоящим, то «Правда» — вещица длинная, порой политически ядовитая, логически выстроенная, и потому – скучная. Ну кому нужна чушь почти на семьсот страниц?..
Дзержинский и Ленин свергают самодержавие. Цель: заполучить волшебное кольцо и стать монархами, ибо каждый из них царской крови. К чему вся эта история про кольцо Марины Мнишек – не вполне понятно, но в структуре книги много непонятного. Впрочем, имеется остроумная сентенция: Россия вечна, потому что развивается по закольцованному маршруту, то есть не развивается вовсе. Будь текст построен на таких максимах, было бы интереснее, но их мало, а много – не слишком занятного литературного капустника. В убийстве Распутина принимают участие Дзержинский, Сомерсет Моэм и доктор Павлов. Железный Феликс полагает, что «все русские идиоты, особенно жиды», а под конец Троцкий появляется в роли тени отца Гамлета и задвигает:
«Я – призрак коммунизма; я часть той силы, что как лучше хочет, а совершает как всегда».
Улыбаться – можно!
Тираж у романа 30 тысяч экземпляров. Весьма неплохо, но расчет издательства скорее не на успех собственно текста, а на личную популярность Дмитрия Быкова, автора обласканной критиками «Орфографии», известного поэта, публициста и, что важнее, телеведущего. Сам же роман – просто личное развлечение авторов. Стоило ли измываться над кровавым кусочком российской истории ради столь незамысловатой цели? Или была надежда все же угодить в «общественный консенсус», которому все эти революции и постоянные споры о том, кто их делал – евреи, поляки или кавказские гангстеры – уже элементарно надоели? Вряд ли попадание состоялось: молодежи, мало знакомой с именами Саввы Морозова и Мирбаха, просто нет дела до очередных шуточек на эти темы. Им бы экзамены сдать и забыть. Воды Леты уносят то, что еще вчера казалось важным, близким, и роман «Правда» отправится туда же еще быстрее – потому что не утонет.
Максим Чертанов, Дмитрий Быков, «Правда». «Амфора», 2005.