Мы пользуемся двойными стандартами всегда, но особенно, когда речь идет о классической музыке — тут уж точно только ленивый не пнет музыкантов, которых всегда можно справедливо обвинить в консерватизме, доходящем до косности, в неумении удерживать стремительно меняющуюся аудиторию и привлекать новую, в снобизме, кастовости и главное — в нежелании что-то менять.
Но стоит только кому-то попытаться придумать что-нибудь новое и веселое, выступить с классическим концертом на стадионе или с оперной постановкой в монастыре, или начать раскручивать классическую звезду как популярную, или сделать классический концерт клубным — и тут же своры критиков начинают лаем загонять классическую музыку обратно в ее пенсионерскую резервацию.
Назад, в тину, к Бетховену!
Тем более, что действительно часто есть к чему придраться: не должно приличному человеку петь арии на одной площадке с «Иванушками Int.» на тысячелетии Казани, не стоит ему становиться народным артистом Чеченской республики, вряд ли получится хорошо спеть «Страсти по Матфею» с панками, вряд ли так уж удачен перенос классических концертов в клубный формат или, скажем, постановка Кофейной кантаты в кафе, где солисты одновременно являются официантами.
Тем не менее, всякая новаторская попытка должна быть встречаема бурными аплодисментами.
В сегодняшнем концерте новаторство будет двойным. Во-первых, запускается прекрасный новый формат: «классика для полуночников». Это цикл концертов, которые будут идти в прекрасном круглом зале Академии музыки имени Гнесиных. Вроде бы, все то же самое, но концерты начинаются в десять вечера.
Семичасовое начало было одним из препятствий. Это ужасно неудобное время: не достигшие пенсии или окончившие институты не успевают с работы, а выпить перед праздником уж точно никто не успеет.
Когда в Испании некоторые концерты стали начинаться в десять вечера, в виде эксперимента, их посещаемость резко выросла. Это гораздо более удобно современному человеку.
На концертах «Классика для полуночников» к тому же будут еще и наливать спонсорский кофе. Удачная идея, хотя коньяк был бы еще удачнее. В целом же все это — отличное «приземление» классики, перевод ее из формата «храма» в формат «развлечения», то кощунство, которого нам так не хватало все эти годы.
И второе радикальное новшество — Battle of the Bands, в котором вместо луизианских блюзовых банд участвуют классические. На первом мероприятии серии выступят два камерных ансамбля — уже почти ветераны «Кремлин» и «Pratum Integrum» — новички под руководством виолончелиста и дирижера Павла Сербина.
Первый оркестр играет на обычных современных, технически совершенных инструментах, в его репертуаре и барочные композиторы, и венские классики, и романтики, и Шнитке, и все, что пожелаете. Второй оркестр — специализированно барочный — играет только на старинных инструментах Рамо, Люли, Бибера, Вивальди и других композиторов, носивших насаленные и пудренные парики.
Фокус в том, что два оркестра будут играть одну и ту же музыку.
Сначала Pratum Integrum сыграет на жильных скрипках и виолах да гамба Третий бранденбургский концерт Баха (лучшую музыку, когда-либо написанную человеком) и Шестой кончерто гроссо Генделя, потом Kremlin сыграет Шестой кончерто гроссо Генделя и завершит концерт Третьим Бранденбургским концертом Баха. Разные инструменты, разные стили, разные темпы, разные дирижеры, разные темпераменты, одна и та же музыка — все это похоже на спортивное состязание, не хватает только комментатора.
Лучше было бы, конечно, если бы они играли одновременно, можно было бы держать пари на скорость, но и так, впрочем, отлично выходит.
Спортивное состязание в барочной музыке состоится 25 августа по адресу Малый Ржевский переулок, 1, на углу с Поварской. Кофе будут наливать с 21.30, начало концерта 22.00.