Прокуратура Курской области не нашла «объективных доказательств» избиения троих осужденных надзирателями в колонии ОХ-30/3, где два месяца назад более 350 заключенных перерезали себе вены и несколько сотен объявили голодовку в знак протеста против издевательств со стороны сотрудников колонии.
Как заявили «Газете.Ru» в прокуратуре Курской области, факт избиения сотрудниками колонии троих из четырех заключенных в ходе расследования уголовного дела не подтвердился. В частности, как утверждают прокурорские работники, у осужденного Виталия Князева вообще не было никаких телесных повреждений. Порезы, которые он нанес себе сам при совершении осужденными массового членовредительства в колонии, заявили в прокуратуре, «не в счет». У двоих других осужденных — Максима Марченко и Игоря Облаухова, которые также утверждают, что их били сотрудники колонии, прокурорские работники нашли только «незначительные кровоподтеки и ссадины».
Но, как заявили в курской прокуратуре, «раны расположены в местах, доступных для нанесения побоев собственной рукой».
Исходя из этого, следователи сделали вывод, что никто заключенных не бил; а откуда на их телах появились синяки и ссадины, так и осталось под вопросом.
Скорее всего, решили следователи, трое заключенных избили себя сами.
Таким образом, сейчас потерпевшим в ходе следствия признан только один осужденный — Алексей Шатунов. Прокуратура признала, что 24 июня 2005 года по личному указанию исполняющего обязанности начальника ФГУ исправительной колонии-3 УФСИН России по Курской области Владислава Двоеносова Алексей Шатунов был избит старшим инспектором отдела безопасности Виктором Реутовым и еще несколькими «неустановленными сотрудниками». Причем били осужденного ногами, резиновыми дубинками, битами и другими «подручными средствами».
Впрочем, множественные телесные повреждения, следы от которых остались на руках, ногах и туловище Шатунова, судебно-медицинская экспертиза квалифицировала как «причинившие легкий вред здоровью». В итоге Владиславу Двоеносову и Виктору Реутову было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств»). Сейчас по ходатайству следствия постановлениями Ленинского районного суда Курска обвиняемые сотрудники колонии временно отстранены от занимаемых должностей.
Как сообщили в прокуратуре, пытаясь установить обстоятельства появления синяков, кровоподтеков и ссадин у заключенных, курским прокурорам пришлось допросить в качестве свидетелей около 70 сотрудников колонии и осужденных, отбывающих там наказание. Судебно-медицинские освидетельствования были проведены 319 осужденным, вскрывшим себе вены во время бунта в колонии. В итоге все телесные повреждения отнесены к категории легких, не причинивших вреда здоровью либо причинивших легкий вред здоровью. Проведены четыре судебно-медицинские, три дополнительные судебно-медицинские экспертизы, две криминалистические и две судебно-биологические экспертизы.
И теперь в прокуратуре по Курской области считают, что во всем окончательно разобрались.
Завершить расследование по делу о массовом членовредительстве в Льговской колонии планируется уже к началу сентября.
Кстати, в минувший четверг по решению Льговского районного суда четверым осужденным — Владимиру Клементьеву, Сергею Чирко, Максиму Чернышову и Михаилу Брагину — были предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 321 УК РФ («Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»). Заключенные обвиняются в том, что подстрекали к голодовке и вскрытию вен как минимум шестерых осужденных взбунтовавшейся колонии. Эти шестеро показали, что им угрожали расправой и убийством в случае отказа присоединиться к бунту. Прокуратура планирует передать дело по обвинению четырех предполагаемых подстрекателей в суд также в сентябре 2005 года.
Впрочем, правозащитники едва ли не с самого начала ЧП во Льгове говорили, что и на этот раз наказаны будут осужденные, а представители руководства колонии выкрутятся.
«Мне кажется, что развитие событий, к сожалению, будет традиционным для нашей системы. Дело, конечно, будет расследоваться. А потом его замнут. Если суд и состоится, то Двоеносов и Реутов просто отделаются легким испугом», – заявил в начале июля «Газете.Ru» представитель движения «За права человека» Борис Пантелеев. Судя по всему, так оно и будет, несмотря на независимые расследования правозащитников. В начале августа данные о насилии в колонии российские правозащитники передали руководству Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Скоро будут готовы материалы еще одного расследования. Но будет ли от этого толк, непонятно.