Грандиозная авиакосмическая выставка, проходящая раз в 2 года, собрала представителей более чем 600 организаций в общей сложности из больше чем 40 стран. Организаторам удалось увеличить количество стран-участниц по сравнению с 2003 годом: в числе участников появились представители Финляндии, Нидерландов, Словакии, Грузии и Бахрейна.
Помимо предоставления экспозиционных возможностей МАКС традиционно считается удобной площадкой для делового общения. Зачастую заключение громких сделок специально приурочивают к авиасалону. Так, на этом салоне ожидается анонсирование ряда контрактов, которые АКБ «Сухой» намерено заключить с зарубежными партнерами в рамках строительства регионального самолета.
В первый же день открытия салона стали поступать сообщения о первых заключенных на выставке контрактах
.
Пермский моторостроительный комплекс заключает контракт с азербайджанской авиакомпанией Silk Way Airlines на поставку 5 двигателей для самолета ИЛ-76 ТД90. А Ташкентское авиационное объединение имени Чкалова заключило договор с азербайджанским государственным концерном «Азербайджан Хаво Йуллари».
Рособоронэкспорт и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт на организацию лицензионного производства авиадвигателя АЛ-55И на предприятии этой корпорации.
Соглашение было подписано в присутствии президента России Владимира Путина. Контракт предусматривает выполнение всего комплекса работ — от разработки нового авиадвигателя до его серийного производства и экспорта. В соответствии с соглашением корпорации HAL предоставлено право произвести тысячу двигателей. Головным исполнителем работ по организации лицензионного производства двигателей определено ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».
Внешторгбанк и «Аэрофлот» на МАКСе договорились о разделе акций ОАО «Терминал» — компании, созданной для строительства и управления третьим терминалом аэропорта Шереметьево. При этом Внешторгбанк получит 25% плюс одна акция ОАО «Терминал». 30% ОАО получит «Аэрофлот», 25% плюс одна акция получит сам аэропорт Шереметьево, и 20% минус две акции, как ожидается, получит Сбербанк России.
Президент России, посетивший авиасалон МАКС в первой половине дня, заявил, что будущее российской авиапромышленности «в кооперации с нашими партнерами из-за рубежа — как европейскими, так и азиатскими».
Путин отметил повышение значимости авиасалона и возросший интерес к нему за рубежом. Представители иностранных компаний отвечали президенту взаимностью. «Прежде всего, хочется заметить, что российская авиация растет год от года. В своем сегменте рынка наша компания — крупнейшая в России, поэтому участие в такой выставке, как МАКС, для нас более важно, чем в Ле-Бурже», — заявил «Газете.Ru» Вальтер Хеерт, вице-президент компании Lufthansa Technik
«МАКС — это национальный салон, а не мировой. В Ле-Бурже едут люди общаться не с французами, а со всем миром, а в Жуковский едут только те компании, которые заинтересованы в бизнесе в России», — говорит Грегор Курселл из международного отдела по работе со СМИ компании EADS. Так, в материалах к выставке, подготовленных концерном Airbus, прямо указывается, что «участие Airbus в салоне свидетельствует о его стремлении развивать долгосрочное сотрудничество с авиационной отраслью российской экономики».
На московском авиасалоне концерн EADS и российская корпорация «Иркут» подписали соглашение о регистрации совместного предприятия по продвижению самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок. 70% акций компании будут принадлежать корпорации «Иркут», 30% — EADS. Сертификацией Бе-200 за пределами России будет заниматься «Иркут» при поддержке EADS и ее дочерних предприятий, включая Airbus. Также EADS выкупит 10% акций «Иркута».
Иностранных гостей огорчает лишь одно. «Вопрос организации остается острым. В Ле-Бурже не возникает проблемы, где поставить машину, нет пробок, все продумано, система логистики на более высоком уровне», — отмечает Грегор Курселл.
Но российские предприятия авиационного комплекса такие мелочи отпугнуть не могут. Они приехали на выставку, чтобы продать свою продукцию иностранцам. Руководство ФГУП «Уральский оптико-механический завод» планирует провести переговоры с Народно-освободительной армией Китая, ВВС Малайзии и Болгарии.
«Для нас договоры, которые мы можем заключить на МАКСе, — это элемент выживания. Мы в состоянии выжить только за счет экспортных поставок наших военных изделий», — говорит заместитель генерального директора завода по внешнеэкономической деятельности и продажам спецпродукции Вениамин Элинсон.
По его словам, «гособоронзаказ сегодня минимален, он составляет лишь несколько миллионов рублей, то есть песчинку в обороте завода».
Того же мнения придерживается и Валентин Ковалев, директор по внешнеэкономическим связям ФГУП «Полет» из Нижнего Новгорода. «Конечно, наше предприятие ориентировано больше на внутренний рынок. Но и мы в среду планируем провести переговоры с индийской делегацией, которая заинтересована в радиопередатчике, способном передавать сигналы под воду. Таким устройством обладают в мире только два государства — США и Россия», — заявил Валентин Ковалев «Газете.Ru».