Сегодня, в 15-летнюю годовщину гибели Виктора Цоя, прошла пресс-конференция организаторов проекта «Асса» по установке памятника певцу. Присутствующие журналисты, правда, остались в некотором недоумении, по какому поводу все-таки были созваны. Как известно, решение об установке памятника было принято месяц назад – 13 июля этого года постановлением Мосгордумы под номером 211 было разрешено установить скульптуру в сквере на пересечении проспекта Вернадского и Университетского проспекта.
Впрочем, организатор проекта, председатель Российского союза молодежи Олег Рожнов быстро нашел оправдание столь частому мельканию перед телекамерами.
Оказывается, весь проект чуть не был сорван из-за местных жителей, которых идея получить под боком босого музыканта на мотоцикле ничуть не вдохновляла. Поэтому депутаты муниципального собрания «Гагаринское» запретили установку памятника в своем районе. Однако позже опомятовались, о чем инициаторы и поспешили осведомить общественность. Теперь, мол, все окончательно утрясли, осталось только памятник поставить.
Честно говоря, противодействие гагаринцев удивления не вызывает. Как известно, памятник работы скульптора Алексея Благовестнова и архитектора Вячеслава Бухаева планировалось установить на Арбате рядом со знаменитой стеной Цоя. Но тут на дыбы встали арбатцы, начавшие сбор подписей под письмом протеста. Там они резонно интересовавшись, зачем ставить памятник возле дома, где Цой никогда не жил, и жаловались на поклонников певца, которые и без всякого памятника «пьют, орут, плюются и испражняются на стены и двери наших домов». С ними согласилась комиссия по монументальному искусству:
«Памятник должен быть установлен, так как Цой ярко отобразил свою эпоху. Но Арбат — исторический район Москвы, который важно сохранить, а для скульптуры можно найти место в другом районе столицы», — резюмировал председатель комиссии Сергей Петров.
Цоя решили отселить в Парк культуры и отдыха имени Горького, но и там повторилась история с недовольными жителями окрестных домов. Комиссия разбирала «проблему Цоя» несколько раз и лишь после четвертого обсуждения разрешила поставить памятник на Воробьевых горах, на радость студентам МГУ. Архитектурно-декоративная композиция будет представлять собой черный гранитный разбивающийся диск, из которого как бы выстреливает, по словам скульптора Благовестнова, бронзовый рокер. Не очень понятно, как может «выстреливать» мотоцикл, стоящий на подножке, но дело даже не в этом.
Дело в том, что, хотя поклонники и восприняли идею установки памятника на ура, данный проект у них отнюдь не вызвал восторга. Как известно, памятник представляет собой фигуру Цоя в темных очках (скульптору никак не давались глаза), но без ботинок, оседлавшего мотоцикл с разбитой фарой. «Почему мотоцикл? — занудствуют фанаты. – Что, он байкером был, что ли? Вы бы его еще на велосипед посадили». Дотошные поклонники выяснили даже, что двухколесные средства передвижения Виктор Робертович не жаловал и отродясь на них не ездил. Вдове музыканта Марьяне, поддерживавшей проект, пришлось даже оправдываться: «Правда, он никогда на мотоцикле не ездил, а катался только на мопеде — на даче в Солнечном. Но все равно это отличный художественный образ: мотоцикл как современный конь для современного героя-одиночки».
Справедливости ради надо заметить, что этот проект хоть и не идеален, но по сравнению с другими памятниками Цою, хотя бы с монументальным ужасом, установленным на могиле певца на Богословском кладбище в Питере, – шедевр.
Не случайно многие хорошо знавшие Цоя люди, скажем Борис Грбенщиков или Марьяна Цой, высказались в его поддержку, а режиссер Сергей Соловьев, впервые снявший Цоя в кино, стал главным куратором этого проекта.
Наверное, все-таки дело не в художественном решении. Многие поклонники певца отвергают идею памятника как таковую, считая истинными памятниками стихийные стены Цоя, которые есть во многих городах СНГ. А бронза их не вдохновляет: «Ну поставят эту скульптурку, ну будет он стоять, и будут возле него пьяная молодежь блевать и птицы срать, и че?» Если у этой позиции найдется достаточно много сторонников, планы организаторов оказываются под большим вопросом.
Дело в том, что, как выяснилось на пресс-конференции, денег на памятник ни у кого из организаторов проекта нет и не предвидится. Собирать их по замыслу инициаторов придется с миру по копейке, а требуется ни много ни мало 10 млн рублей. Расстанутся ли адепты лозунга «Цой жив!» с такой суммой, узнаем к лету следующего года: «Ожидать открытие памятника стоит ориентировочно либо к 21 июня, дню рождения Цоя, либо к 15 августа 2006 года», – обнадежил Олег Рожнов.