Пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Сергей Лукьянчук пояснил «Газете.Ru», что «обыски проводятся в рамках расследования уголовного дела, возбужденного Cлужбой безопасности по факту контрабандного ввоза весной 2003 года туркменского природного газа на территорию Украины». По его словам, «обыски в служебных помещениях департамента по вопросам безопасности проводятся с целью обнаружения доказательств по уголовному делу». Против кого оно было возбуждено, пресс-секретарь компании сообщить отказался.
В пресс-службе министерства топлива и энергетики Украины факт проверок подтвердили. «Какие-то важные документы уже были найдены, однако факт контрабандного ввоза туркменского газа пока не установлен, официальное заключение еще не вынесено. Информация о ходе проверки должна быть обнародована завтра», — пояснили «Газете.Ru» в министерстве.
«Контрабанда может быть доказана, если за рубеж вывозится больше газа, чем поставляется на Украину. Но руководство Украины само заявляло, что этого нет. Скорее, цель операции – найти криминальные корни компаний-посредников между Украиной, Россией и Туркменией», — считает Станислав Клещев из Financial Bridge.
Поставки туркменского газа на Украину регулируются долгосрочным (2002-2006 годы) соглашением. В 2003 году по контракту между НАК «Нафтогаз Украины» и ГК «Туркменнефтегаз» на Украину было поставлено 34 млрд кубометров газа по цене $44 за тыс. кубометров (цена на границе Туркменистана). Но доставляет газ до украинской границы специальный посредник, который за свои услуги получает около трети транспортируемого газа.
В 2002 году таким посредником была компания «Итера», близкая к команде бывшего главы «Газпрома» Рема Вяхирева. Через год посреднические функции стала исполнять компания EuralTransGas, зарегистрированная в Венгрии. Она получила право продавать газ, полученный за оказанные ей услуги, в Европе. По подсчетам Hermitage Capital Management, чистый доход этого посредника в 2003 году составил $767 млн. Как «Газпром», так и «Нафтогаз Украины» отрицают, что имеют какое-либо отношение к этой компании. Ее бенефициары по-прежнему не названы. А Сергей Лукьянчук из «Нафтогаза» признал, что служба безопасности проверяет документы, связанные с деятельностью этой компании.
В 2004 году посредник был опять сменен – на этот раз им стало СП Газпромбанка и австрийского Raiffeisenbank — «Росукрэнерго». Его деятельность также вызывает вопросы у украинских властей.
Эксперты склонны считать, что расследование деятельности посредников начато Службой безопасности Украины не случайно. «Поскольку туркменский газ попадает на Украину по трубопроводу, принадлежащему «Газпрому», то заявления о том, что на Украину поступил контрабандный газ, сродни обвинениям России в том, что она соучаствует в сомнительных сделках по перепродаже газа. Интерес посредников тут понятен – положить деньги в свой карман, но интерес Службы безопасности к этому вопросу тоже известен.
Руководству Украины было бы политически важно доказать причастность России к сомнительным сделкам, ведь это помогло бы скрыть, что сама Украина занимается воровством российского газа. Так что это – камень в огород России с целью отбить наступление российской стороны на предстоящих переговорах по повышению цен на газ», — убежден директор Института стран СНГ Константин Затулин.
С ним согласен и Станислав Клещев. «Посредники не могли существовать без одобрения кланом Леонида Кучмы и руководством «Газпрома». Нынешние обыски дадут козырь Украине на переговорах с Россией и послужат противовесом тому, что Юлия Тимошенко объявлена в розыск Интерполом», — говорит эксперт Financial Bridge.
У обысков может быть еще одно объяснение. Во главе «Нафтогаза» в 2003 году стоял Юрий Бойко, который потом занялся политикой и возглавил Республиканскую партию Украины. В июне эта партия распространила заявление о том, что ее лидер по политическим соображениям преследуется премьером Украины. «15 июня все силовые ведомства Украины получили распоряжение премьера провести проверку деятельности Юрия Бойко, что следует расценивать как «политический заказ», — говорилось в заявлении партии.