Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Приз» к «Призу»

, ,
В батискафе «Приз» кончается воздух и электричество. Кислорода у семи моряков осталось меньше, чем на сутки. К бухте, где терпит бедствие подводный аппарат, идет другой батискаф, с помощью которого можно будет эвакуировать членов экипажа.

Запаса воздуха на терпящем бедствие батискафе АС-28 осталось меньше чем на сутки, заявил в пятницу представитель штаба ВМФ России Игорь Дыгало. Уточненные данные стали известны после проведения переговоров с экипажем батискафа и расчетов специалистов флота. Экипажу также рекомендовано экономить электроэнергию, максимально увлажнить воздух и как можно меньше двигаться.

Ранее военные заявляли, что в батискафе хватает запасов воздуха еще на двое суток, так же как и запасов воды, пищи и электричества.

Батискаф рассчитан на 120 часов непрерывной работы. Со времени нахождения на глубине 190 метров прошло уже более тридцати часов. По данным ВМФ России, на борту батискафа находятся 7 комплектов регенерации воздуха, 7 индивидуальных дыхательных аппаратов, 7 портативных дыхательных аппаратов, 7 противогазов, чего должно хватить еще на четверо суток пребывания под водой.

Как сообщил официальный представитель ВМФ России Игорь Дыгало, температура воздуха в батискафе составляет +5 градусов, все члены экипажа одеты в специальные костюмы.

Как рассказали «Газете.Ru» специалисты-подводники, в подлодке существует система отопления, однако скорее всего экипаж ее выключил для экономии электроэнергии.

«В этом нет ничего опасного. В теплых свитерах и нижнем белье они железно могут продержаться пять суток, если, конечно, у них есть необходимые запасы кислорода. Регенерационные патроны у них есть, и судя по тому, что они продержались уже сутки, не меньше семи штук. Такое количество берется при кратковременных погружениях, но, в принципе, количество патронов может доходить до 100 штук», — говорят подводники, служившие на Тихоокеанском флоте.

В свою очередь, в Ассоциации водолазов России «Газете.Ru» сообщили, что на борту батискафа есть химические источники подогрева, за счет которых в батискафе поддерживается температура, необходимая для жизнеобеспечения людей даже в случае отключенного электричества.

Как говорят в штабе ВМФ, самочувствие моряков нормальное. Они в сознании и продолжают общаться с помощью подводной звуковой связи с экипажами кораблей, проводящими спасательную операцию.

По данным штаба Тихоокеанского флота, утром в четверг (по московскому времени – вечером 3 августа) спасательный батискаф АС-28, работающий в автономном режиме, при погружении на глубине 190 метров зацепился винтом за рыболовецкие сети. Винт запутался в сетях и намотался на рыболовецкий трос. В итоге батискаф завис в толще воды на тросе. Как говорят подводники Тихоокеанского флота, спасательная субмарина вполне могла зацепиться за обрывок рыбацкой сети или металлического трала. «В советское время рыболовы сообщали о каждом случае обрыва сети, однако сейчас многие частные предприятия, осуществляющие промысел, этого не делают, – сказал собеседник «Газеты.Ru», служивший на одной из АПЛ ТОФ. – В результате воды Камчатки сильно замусорены».

Однако в портнадзоре рыбного порта Петропавловска-Камчатского утверждают, что в бухте Березовая, где на дне застрял батискаф АС-28, никто и никогда рыбу тралами не ловил. «Терпящий бедствие возле Камчатки батискаф находится на морском дне с рифами высотой 10-20 метров. В них может застрять любое подводное судно, на таких рифах обычно обрываются тралы рыбаков. Но в бухте Березовой никто и никогда сетями рыбу не ловил, сетями ловят рыбу в открытом море, а не в бухте», — сказал ИТАР-ТАСС источник в портнадзоре рыбного порта, который по имеющимся у него лоциям определил характер морского дна в районе чрезвычайного происшествия.

В то же время эксперты не исключают, что сети могли быть браконьерскими.

Операция по спасению начало судно КИЛ-168, которое ведет траление при помощи якорей, пытаясь освободить аппарат от сети рыболовецкого трала, удерживающей батискаф на глубине. Сам спасательный аппарат АС-28 не имеет никаких страховочных тросов и подающих с поверхности воздух шлангов. Около 15.00 к операции по тралению присоединилось второе судно – «Бирюса», сообщил помощник главкома ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало. Всего же в районе бедствия работает около 10 военных судов. Спасательной операцией руководит заместитель командующего объединенной группировкой войск и сил на Северо-Востоке контр-адмирал Александр Заика.

Специалисты говорят, что с помощью траления вряд ли удастся зацепить и вытащить батискаф на поверхность.

Сейчас в бухту Березовая на спасательном судне «Саяны» из Приморья идет второй батискаф АС-28 «Приз». Руководство ТОФ решило использовать его, чтобы спасти экипаж из застрявшего батискафа. «По идее, батискаф можно обследовать и попробовать освободить при помощи другого телеуправляемого подводного аппарата. Или же опустить к батискафу стыковочный блок, установить переходные камеры с тем, чтобы моряки смогли перебраться на борт другого подводного аппарата», --сказал «Газете.Ru» первый заместитель директора ГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения «Госакваспасс»» Иван Парфило. По словам специалиста, если мини-подлодка действительно зацепилась за сети, тогда проще попробовать сначала спасти экипаж с помощью второго батискафа, а лодку поднять позднее.

По данным штаба ВМФ России, второй батискаф АС-28 уже направлен к зоне бедствия. Он должен прийти к месту ЧП в пятницу около 22.00 мск.

Как рассказал «Газете.Ru» офицер-подводник, служивший на Тихоокеанском флоте на АПЛ «Самара», второй «Приз» при подходе к терпящей бедствие субмарине, возможно, попытается сначала поднять своими винтами потоки воды, чтобы они распутали моток сети вокруг винта АС-28. «Вообще, здесь необходим глубоководный аппарат «Мир», который оборудован манипулятором. На «Призе» его нет, поэтому субмарина этого класса не способна разрезать сеть, она может лишь осмотреть аварийную подлодку и попытаться пристыковаться к ней». По словам собеседника, проблем со стыковкой двух субмарин быть не должно, даже если учитывать, что одна из них висит на тросе в толще воды, а вторую сносит течением. «У Приза очень мощный двигатель, ему не составит труда маневрировать в таких условиях», – сообщил подводник. Тем более что погодные условия в Тихом океане сейчас позволяют проводить спасательную операцию.

Одновременно с «Призом» на помощь сейчас вылетает самолет ВВС США, который должен забрать с базы в Сан-Диего подводный аппарат «Скорпион» (такой аппарат принимал участие в спасательной операции на месте катастрофы «Курск»).

Кроме того, направить свой самолет согласилась Великобритания, он привезет спасательные средства в субботу. Однако, как говорят российские офицеры-подводники, ни американцы, ни британцы ничем не смогут помочь экипажу субмарины, так как стыковочные части у «Приза» и их машин не совпадают по параметрам. Кроме того, вряд ли спасут членов экипажа батискафа четыре военных спасательных судна из Японии. Они должны прибыть к месту затопления батискафа только 8 августа, когда шансов на спасение моряков уже практически не будет.

Другого способа спастись, кроме как эвакуироваться на втором батискафе АС-28, у экипажа субмарины нет.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВМФ России, вообще у батискафа есть три балластных камеры, которые заполняются водой при погружении на глубину. Однако всплыть с помощью продувки этих камер невозможно – конструкция батискафа не предусматривает наличия баллонов со сжиженным газом. В российской Ассоциации водолазов «Газете.Ru» уточнили, что у мини-субмарины нулевая плавучесть и она не предусматривает самостоятельного всплытия без помощи электродвигателя.

В свою очередь, бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов заявил, что оптимальным вариантом для ликвидации этой чрезвычайной ситуации с подводным аппаратом АС-28 было бы участие глубоководных водолазов. «У нас есть специально подготовленные водолазы, у нас есть специальные гидрокостюмы, рассчитанные даже на большую, чем 190 метров, глубину, но у нас нет судна, которое бы обеспечило спуски водолазов на глубину», — сказал Попов. По его словам, «после трагедии с «Курском» на флоте было закуплено необходимое глубоководное оборудование, в том числе специальные гидрокостюмы, однако у нас до сих пор нет судна, которое бы позволило все это использовать».

Обстоятельства аварии, подготовка к погружению и соблюдение правил эксплуатации батискафа в настоящее время проверяет прокуратура Тихоокеанского флота. В пятницу в пресс-службе ВМФ опровергли появившиеся в СМИ сообщения, согласно которым батискаф был неисправен перед спуском. «То, что аппарат перед спуском находился в аварийном состоянии, не соответствует действительности», — сообщил Игорь Дыгало. Между тем, как передавали информагентства, батискаф требовал ремонта и в ноябре его должны были доставить на завод-изготовитель «Красное Сормово».

Новости и материалы
Ягудин и Плющенко помирились
Особенная дочь Хакамады снялась с Малаховым: «Машин герой»
Звезды ЧБД поставили гонорар в 1,5 млн рублей
В Кремле назвали абсолютно засекреченным процессом разработку новых вооружений
Финских женщин начали готовить к возможной войне с Россией
Меркель рассказала, как мыслит Трамп
Ключевой защитник «Спартака» рассказал, что думает о борьбе за золотые медали
Приложение Газпромбанка исчезло из App Store
Памелу Андерсон раскритиковали за выход без макияжа: «Выглядит больной»
Составлен топ актуальных смартфонов 2023 года выпуска с лучшими камерами
Группа «Лесоповал» высмеяла слухи об изысканном райдере
Россиянин украл телефон во время застолья и сбежал, выпрыгнув в окно
Белорусские солдаты проведут учения на полигоне в России в 2025 году
Над тремя британскими авиабазами заметили неопознанные дроны
Меркель рассказала, хочет ли вернуться в политику
Эксперты показали процесс разборки нового MacBook на видео
В Херсоне произошли взрывы
Школьница из Калининградской области помогла мошенникам обокрасть мать
Все новости