Гарвардский университет согласился выплатить американскому правительству компенсацию в размере $26,5 млн, чтобы прекратить судебное разбирательство против профессора экономики университета Андрея Шлейфера и бывшего сотрудника университета Джонатана Хея, ныне работающего юристом в Лондоне, по иску Агентства помощи развивающимся странам (US Agency for International Development, USAID).
В декабре 1992 года конгресс США принял закон о поддержке либеральных российских реформ. Средства на поддержку должны были поступать из бюджета США. Государственным заказчиком было назначено USAID. Однако агентство заключило договор со знаменитым Гарвардским университетом, и сотрудники Гарварда стали распорядителями спонсорских миллионов.
Агентство предоставило грант Шлейферу и Хею на оказание консультационной помощи российскому правительству по проведению приватизации в стране.
Как позднее установила прокуратура Массачусетса, на деньги агентства американские советники, воспользовавшись дружбой с российскими чиновниками, скупили пакеты акций крупнейших предприятий страны — «Ростелекома», «Газпрома», «Пурнефтегаза», «Черногорнефти», Иркутского, Саянского и Братского алюминиевых заводов.
На выгодных вложениях они заработали несколько сотен тысяч долларов. Минюст США утверждает, что подобные операции были запрещены во избежание конфликта интересов.
К тому же по условиям предоставления гранта USAID его получателям запрещалось заниматься бизнесом на территории России.
Федеральные власти США обвинили Шлейфера и Хея в использовании своего служебного положения в целях личного обогащения, а также обогащения членов их семей и друзей. В частности, утверждается, что они использовали свое влияние на Федеральную комиссию по ценным бумагам России (ФКЦБ) при использовании в своих интересах первого в России паевого фонда.
В мировом соглашении между минюстом США и Гарвардским университетом указывается, что Шлейфер и Хей должны будут лично выплатить до $2 млн в течение десяти лет. К тому же сообщается, что жена Шлейфера Нэнси Циммерман уже выплатила американскому правительству $1,5 млн.
«Неприкосновенность и честность исполнения международных программ развития, финансируемых правительством США, — непременное условие их успешности и доверия к правительству США среди других стран, — сказал в этой связи генеральный прокурор США Майкл Салливан. – Ответчикам была поручена ответственная задача помогать созданию открытой рыночной экономики в посткоммунистической России. Вместо этого они использовали свое помолжение для личного обогащения. Подобный конфликт интересов лишь подрывает важные госпрограммы».
Гражданский судебный процесс в окружном суде Бостона начался еще в 2000 году. Однако лишь сейчас стороны пришли к мировому соглашению.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин приветствует мирное урегулирование конфликта между федеральными властями США и Гарвардом, считая, что под громкими процессами 90-х годов необходимо подвести черту. «Переход России к рыночной экономике был невозможен без таких эксцессов, идея обогащения носилась в воздухе, — пояснил «Газете.Ru» экономист, ранее занимавший пост министра экономики России. — Необходимо также признать, что все люди, которые в то время пользовались моментом, были одновременно и двигателями российской экономики. Могу также добавить, что считаю Андрея Шлейфера одним из видных экономистов и крупным авторитетом в проблемах российской приватизации».