На борту шаттла Discovery заканчивается первый рабочий день. В среду астронавтов разбудила музыка из кинофильма «День сурка». Первым делом командир экипажа Эйлин Коллинз и пилот Джеймс Келли сориентировали шаттл так, чтобы к назначенному для стыковки времени в четверг Discovery догнал Международную космическую станцию. Затем экипаж приступил к работе на орбите – начал осмотр крыльев и носовой части корабля в поисках любых возможных повреждений, которые могли произойти во время запуска. На эту процедуру у команды Discovery, как планировалось, уйдет около семи часов. Проверять корпус приходится предельно осторожно и тщательно.
Работа по осмотру шаттла – одна из самых опасных среди всех новых процедур, введенных после катастрофы шаттла Columbia, пояснил руководитель полетом Discovery в Космическом центре Джонсона (Хьюстон) Пол Хилл.
Астронавты обследуют поверхность корабля с помощью 15-метрового манипулятора с установленным на нем специальным оборудованием. Система лазерного сканирования канадской компании Neptec позволяет получить трехмерное изображение термозащитного покрытия корабля и обнаружить дефекты и трещины шириной в полмиллиметра (это оборудование, кстати, обошлось NASA в $15 млн). «Но если мы прикоснемся манипулятором к корпусу шаттла во время инспектирования покрытия, мне придется искать другую работу», — предупредил Хилл, поясняя опасность любого даже самого слабого удара о термоизоляционное покрытие челнока. После трагедии 2003 года специалисты NASA не исключают, что и царапина на корпусе корабля может привести к фатальному исходу миссии — особенно в том случае, если она находится в зонах, где при возвращении шаттла в плотные слои атмосферы перегрев достигает максимума.
Как только астронавты Discovery провели первоначальный осмотр крыльев и носовой части, трое из них занялись проверкой термозащитных плиток в районе кают экипажа и на хвосте. Сохранность покрытия в этих зонах считается не настолько значимой, как в передней части корабля, но все-таки важной.
Тем временем бортинженеры миссии астронавт США Стивен Робинсон и японец Соичи Ногучи проверили инструменты и оборудование, с которым они будут работать во время трех своих выходов в открытый космос. (Этим астронавтам предстоит испытать новые методы ремонта термозащитного покрытия шаттла, заметить сломанный гироскоп, поддерживающий ориентацию МКС, и установить на станции внешнюю складскую платформу ESP-2.) Кроме того, в среду Робинсон и Ногучи подготовили шлюз шаттла для перехода на МКС после стыковки с ней Discovery, сообщает AP.
Еще одна задачей первого рабочего дня стало раскрытие антенны корабля, которая позволит ЦУПу получать телевизионное изображение крыльев и носовой части с большим охватом.
Ранним утром в среду полным ходом заработали и на Земле: сейчас в ЦУПе активно анализируют данные, полученные более чем сотней камер и различными датчиками во время старта корабля.
Как отметил менеджер полетных операций миссии NASA Джон Шеннон, о какой-либо опасности для экипажа или корабля пока говорить рано. Он напомнил, что в прошлых (успешных) полетах челноков плитки отваливались постоянно, после возвращения кораблей на Землю техникам приходилось менять не менее тысячи таких термозащитных плиток на каждом из шаттлов. «Другое дело, что сейчас мы должны точно знать, насколько какое-либо повреждение опасно для корабля», — пояснил Шеннон. По данным на 17.00 по московскому времени, окончательные результаты осмотра корпуса шаттла неизвестны — но об обнаруженных повреждениях на корпусе Discovery астронавты не сообщали.